Ч 1 ст 291 2 ук рф

Мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ): особенности квалификации

Ч 1 ст 291 2 ук рф

Третьякова, М. М. Мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ): особенности квалификации / М. М. Третьякова. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2018. — № 4 (6). — С. 46-49. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/98/3428/ (дата обращения: 18.12.2020).



В статье рассматриваются вопросы квалификации мелкого взяточничества, какие действия предпринимают правоохранительные органы для уменьшений коррупционных действий, высказываются предложения решении спорных ситуациях в процессе квалификации данного противоправного коррупционного деяния.

Ключевые слова: Уголовный кодекс РФ, квалификация преступлений мелкое взяточничество, коррупция, противодействие коррупционным преступлениям.

Фундаментальные изменения в экономической, политической, социальной и других сферах общественной жизни, наряду с положительными результатами, инициировали негативные процессы в обществе, создали благоприятные условия для ранее неизвестных социально опасных форм поведения.

Среди многих социально опасных форм поведения коррупция занимает особое место.

Коррупция как массовое негативное широко распространенное антиобщественное явление в условиях российской действительности представляет собой реальную угрозу национальной безопасности государства, препятствует его прогрессивному развитию.

Ущерб, связанный с коррупционными преступлениями, заключается в том, что они подрывают основы государственного управления, дискредитируют власти, создают социальную напряженность в обществе и оказывают негативное влияние на государственные и социальные институты.

В этих условиях особое внимание следует уделять организации борьбы с коррупционными преступлениями. Законодатель, решающий проблему борьбы с этими общественно опасными действиями, расширяет возможности правового влияния, где наряду с другими применяется уголовное право. Это может быть подтверждено правилами об ответственности за коррупционные преступления.

Одним из приоритетных направлений в деятельности органов внутренних дел руководство МВД России, определяя стратегию действий, признало борьбу с коррупцией. [1]1 марта 2011 года вступил в силу Федеральный закон РФ от 7 февраля 2011 № 3–ФЗ «О полиции», [2] закрепивший антикоррупционные полномочия российских полицейских.

Рассматривая статью 291.2 уголовного кодекса «Мелкое взяточничество», введенная Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 324-ФЗ [3], включает две части и примечание.

В части 1 указы как «Получение взятки, дача взятки лично или через посредника в размере, не превышающем десяти тысяч рублей» (основной состав).

А во второй части раскрывается, какая ответственность предусматривает за «те же деяния, совершенные лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1 настоящего Кодекса либо настоящей статьей» (квалифицированный состав).

Деяния, указанное в части 1, наказывается штрафом в размере до 200 тысяч рублей или заработной платой, или другим доходом осужденного на срок до трех месяцев или исправительными работами на срок до одного года, или ограничение свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

Часть 2 предусматривает штраф в размере до одного миллиона рублей или заработную плату, или другой доход осужденного на срок до одного года, или исправительные работы на срок до трех лет, или ограничение свободы на срок до четырех лет, или тюремное заключение на срок до трех лет.

В примечания к статье 291.

2 УК РФ, в которой предусматривались обстоятельства освобождения от уголовной ответственности, и изложил ее следующим образом: «лицо, совершившее дачу взятки в размере, указанном в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело о даче взятки» [4].

Как и в случае взятки, как действие, так и бездействие или помощь в принятии решения в пользу лица, дающего взятку, могут быть вознаграждены при условии, что это входит в официальную компетенцию получателя взятки.

https://www.youtube.com/watch?v=ULj7X6uxEXI

Исследование показало, что за рассматриваемое преступное деяние законодатель предусматривает: во-первых, более легкое наказание по сравнению со статьями 290, 291 и 291.

1 уголовного кодекса; второе — относится к преступлениям незначительной тяжести, поскольку срок лишения свободы в части 1 статьи 291.

2 уголовного кодекса не превышает одного года, а часть 2 — три года, что является юридически значимым обстоятельством при определении степени общественной опасности совершенного деяния, выбора примитивных мер против подозреваемого (обвиняемого), а также вынесения приговора [4].

Коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также от имени или в интересах юридического лица [5].

Особую актуальность приобретает борьба с коррупционерами в самой системе правопорядка. В целях повышения престижа службы в органах внутренних дел и противодействия коррупции руководством МВД России приняты ведомственные нормативно-правовые акты.

В ходе реализации Национальной стратегии была проведена реформа органов внутренних дел, в том числе в июле 2011 года в органах внутренних дел были созданы специализированные подразделения «Экономической безопасности и противодействия коррупции» вновь созданного подразделения в июле 2011 года после тщательного отбора и проверок были отобраны сотрудники, основные задачи которых и являлось предупреждение, выявление и пресечение коррупционных деяний, минимизация их последствий, обеспечение экономической безопасности РФ, на федеральном уровне в Министерстве внутренних дел РФ данным подразделением являлось Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.

В Федеральном законе РФ от 7 февраля 2011 № 3–ФЗ «О полиции» к основным направлениям деятельности органов внутренних дел применительно к противодействию бытовой коррупции отнесено следующее: защита личности, общества и государства от противоправных посягательств (подп. 1 п. 1ст. 2), предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений (подп. 2 п. 1 ст.

2), выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам (подп. 3 п. 1 ст. 2), государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства (подп. 11 п. 1 ст. 2) и др.

Значительные полномочия предоставлены российским полицейским по выявлению, раскрытию, расследованию и предупреждению коррупционных правонарушений в сфере быта (глава 3).

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, координация работы правоохранительных органов по вопросам предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия преступлений коррупционной направленности, надзор за исполнением законодательства РФ о противодействии коррупции, надзор за исполнением законодательства РФ органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, органами предварительного следствия при возбуждении [6],

Вопрос о квалификации действий взяткодателя в случае перевода им денег в размере не более 10 тысяч рублей за незаконное бездействие должностного лица остается спорным.

Типичными примерами таких преступлений являются факты передачи сотрудникам ГИБДД или миграционных подразделений взятки за освобождение от административной ответственности.

Ранее, до внесения поправок в уголовное законодательство, такие действия были квалифицированы в соответствии с частью 3 статьи 30 части 3 статьи 291 Уголовного кодекса в качестве попытки подкупить за совершение заведомо незаконных действий (бездействия), которые относятся к категории серьезных преступлений и, следовательно, заслуживает более сурового уголовного наказания. В настоящее время судебная практика формируется путем квалификации этого вида преступлений по части 3 статьи 30, статья 291.2 уголовного кодекса как попытка мелкого взяточничества.

Такие примеры вызвали многочисленные вопросы правоохранительных органов. В попытке устранить недопонимание Верховный суд отметил «специальность» положений статей 204.2 и 291.

2 уголовного кодекса в отношении положений статей 204, 290 и 291 Уголовного кодекса и указал, что они не предусматривают таких условий их применения, как отсутствие квалифицирующих признаков преступлений, предусмотренных в частях 2–4, 6–8 статьи 204, части 2–6 статьи 290 или частей 2–5 статьи 291 уголовного кодекса.

На основании этого коммерческого взяточничества в размере, не превышающем 10 тысяч рублей, получение взятки, дача взятки в размере, не более 10 тысяч рублей влекут ответственность по части 1 статьи 204.2 или части 1 статьи 291.

2 уголовного кодекса независимо от времени совершения (до 15 июля 2016 года или после этой даты); действий (законное или незаконное); состава участников (индивидуально или группой лиц) и другие отягчающие обстоятельства коммерческого взяточничества и подкупа.

Кроме того, Верховный суд заявил, что после 15 июля 2016 года совершившее небольшой коммерческое подкуп или мелкое взяточничество, лицо, осужденное по соответствующим статьям, влечет ответственность по части второй статьи 204.2 или части 2 статьи 291.

2 уголовного кодекса Российской Федерации [4, с. 32–33].

Примером может служить приговор в отношении гр. Ю., обвиняемого в совершении преступления в марте 2017 года, предусмотренного частью 3 статьи 30, частью 1 статьи 291.2 УК РФ. Гр. Ю.

, управляя транспортным средством, явно нарушая требования Правил дорожного движения, был остановлен находящимися при исполнении служебных обязанностей старшими инспекторами ДПС, которыми в свою очередь были выявлены административные правонарушения со стороны гр. Ю., предусмотренные статьями 12.6, 12.20, 12.36.1 КоАП.

С целью избегания административной ответственности, осознавая, что инспектор ДПС является должностным лицом и исполняет служебные обязанности, путем дачи взятки решил побудить последнего отказаться от выполнения возложенных на него обязанностей и совершить заведомо незаконное бездействие. Гр. Ю.

, находясь на переднем пассажирском сиденье патрульного автомобиля, осознавая, что им допущены административные правонарушения, за которые он может быть привлечен к административной ответственности, имея умысел на мелкое взяточничество, действуя умышленно, будучи предупрежденным об уголовной ответственности своих действий, с целью дачи взятки должностному лицу — старшему инспектору ДПС, находящемуся при исполнении своих должностных обязанностей, за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия), то есть за несоставление материала об административном правонарушении с целью избегания установленной законом ответственности, действуя умышленно, положил на пластиковую панель между водительским и передним пассажирским сиденьем денежные средства в размере 1 тыс. рублей, предложив инспектору службы ДПС принять их в качестве взятки за совершение заведомо незаконного бездействия, однако действия гр. Ю. не были доведены до конца по независящим от него обстоятельствам, так как инспектор данную взятку не принял [7].

Проблема для правоохранительных органов — это также оценка незаконного действия как полноценной части мелкого взяточничества или его оценки как попытки защитить эти социальные отношения.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 года № 24 разъясняет в пункте 12, что в случае отказа принять взятку или предмет коммерческого взяточничества должностному лицу или лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой организации, действия лица, непосредственно передающего, квалифицируются как покушение на преступление и если установленная передача ценностей не происходит в силу обстоятельств, не зависящих от воли лиц, действия которых непосредственно направлены на их передачу или получение, акт должен быть квалифицирован как попытка дать или получить взятку, посредничество во взяточничестве или коммерческом взяточничестве [8].

В сою очередь правоохранительные органы ищут все возможности, для того чтобы избежать получение взятки, заботясь о гражданах, выданный момент времени внедрение технических средств и систем с использованием фото- и видеофиксации оказали положительное влияние на складывающуюся ситуацию на дорогах.

В том числе уменьшает попытки дать взятку сотрудником ГИБДД. Заметно активизировалась информационно-пропагандистская и разъяснительная работа, призывающая водителей и пешеходов соблюдать правила дорожного движения.

Формирование правового сознания рассматривается сегодня в качестве основного направления деятельности МВД России.

Наиболее сложные вопросы в применении новых составов создают условия конкуренции части 1 статьи 290 и части 1 статьи 291 с частью 1 статьи 291.2 Уголовного кодекса. Существует общее правило квалификации преступлений в случае конкуренции общих и специальных правил: в случае конкуренции общих и специальных правил следует применять специальное правило [9, c. 220].

Верховный суд правильно разъяснил вышеприведенный случай применения статьи 291.2, как, казалось бы, содержание отягчающих обстоятельств статьи 290 или статьи 291, статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации в сумме, не превышающей 10 тысяч рублей.

Проблема заключается в том, что новые составы в уголовном праве появились только как тенденция криминальной политики, направленной на противодействие коррупционным преступлениям, согласно статистике, сумма взяток не превышает 10 тысяч рублей, а часто составляет 1 тысячу рублей, 500 рублей. Показателем общественной опасности этого деяния и его последствий не является размер взятки.

Нововведения в уголовном праве не в полной мере способствуют улучшению борьбы с взяточничеством и требуют тщательной и систематической переработки, в связи с чем породило массу проблем и вызвало неоднозначную оценку как ученых, так и практиков. Сотрудники правоохранительной системы тщательно способствуют нововведениям для уменьшения коррупции.

Литература:

  1. Директива № 2 от 01.12.2011 «О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России в 2011 году». Собрание законодательства РФ. 2016. № 27, ч. II, ст. 4257.

Источник: https://moluch.ru/th/9/archive/98/3428/

Ст.291.2 УК РФ: мелкое взяточничество

Ч 1 ст 291 2 ук рф

Ст.291.2 УК РФ была введена в Уголовный Кодекс в относительно недавно – в 2016 году. Связано это было с необходимостью борьбы с коррупцией как явлением, подрывающим поступательное прогрессивное развитие государства, создающим угрозу его национальной безопасности и снижающим уровень доверия граждан к органам власти.

Разделение мелкого и обычного взяточничества было произведено еще и потому, что в подавляющем большинстве случаев сумма взятки не превышала 10 тысяч рублей.

Очевидно, что применять одни и те же наказания к лицу, взявшему 1 тысячу рублей, и субъекту, получившему 25 тысяч рублей, как минимум несправедливо: кроме того, такая практика не соотносится с принципом дифференциации наказаний.

По данным Судебного Департамента при ВС РФ, в 2019 году к ответственности за мелкое взяточничество было привлечено 2 406 граждан, что говорит о том, что рассматриваемое преступление является достаточно распространенным.

Разберем состав простого взяточничества по ч.1 ст.291.2 УК РФ:

  1. Объект: общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование государственного аппарата.
  2. Объективная сторона: получение или дача взятки (лично либо через посредника) в размере, не превышающем 10 тысяч рублей.

    Законодательно минимальный порог взятки не определен: в судебной практике встречаются случаи, когда гражданин привлекался к уголовной ответственности за взятку в 1000 и даже 400 рублей. Однако каждый случай индивидуален: если размер вознаграждения совсем небольшой, уголовное дело может быть не открыто вовсе в силу малозначительности деяния (ч.2 ст.14 УК РФ).

  3. Субъект: при даче взятки это вменяемое физлицо, достигшее возраста 16 лет. При получении взятки субъект – должностное лицо (в том числе иностранное), а также должностное лицо публичной международной организации.
  4. Субъективная сторона: прямой умысел.

Статья 291.2 УК РФ содержит и часть 2.

Уголовная ответственность за мелкое взяточничество усиливается, если ранее лицо было судимо за получение взятки (ст.290 УК РФ), дачу взятки (ст.291 УК РФ), или посредничество во взяточничестве (ст.291.1 УК РФ).

Гражданин может быть освобожден от уголовной ответственности за мелкое взяточничество, если он:

  • активно помогал следствию в раскрытии и расследовании данного деяния,
  • вынужден был дать взятку под давлением со стороны должностного лица,
  • или по своей воле сообщил в правоохранительные органы о факте дачи взятки.

Наказание за мелкое взяточничество

Наказания за мелкое взяточничество по ч.1 ст.291.2 УК РФ альтернативные:

  • до 200 тысяч рублей штрафа (или в размере доходов виновного субъекта за период до 3 месяцев);
  • до 1 года исправработ;
  • до 2 лет ограничения свободы;
  • до 1 года лишения свободы.

Наказание усиливается, если ранее лицо уже совершало преступления коррупционной направленности:

  • до 1 млн рублей штрафа (или в размере доходов виновного субъекта за период до 3 месяцев);
  • до 3 лет исправработ;
  • до 4 лет ограничения свободы;
  • помещение в колонию на срок до 3 лет.

По данным Судебного департамента при ВС РФ, в подавляющем большинстве случаев в качестве наказания гражданам назначается штраф (почти 2 тысячи приговоров). Второе по «популярности» наказание – исправительные работы (143 осужденных).

Рассмотрим несколько реальных дел по ст.291.2 УК РФ.

В ноябре 2017 года командир взвода специализированной роты ДПС ГИБДД получил от иностранного гражданина взятку в размере 7 тысяч рублей.

За это сотрудник полиции не стал составлять протокол об административном правонарушении. Суд признал командира ДПС ГИБДД виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.291.

2 УК РФ, и назначил ему штраф в размере 80 тысяч рублей. Кроме того, за данный проступок полицейского ждет увольнение.

И еще один пример.

Бывший чиновник из Екатеринбурга в период с 2014 по 2017 год систематически получал взятки от предпринимателей за предоставление им разрешения заниматься торговлей в не отведенных для этого местах.

Так, например, лично в руки служащий получил 9 тысяч рублей, а сумма в 20 тысяч рублей была перечислена ему на карту небольшими переводами по 500 – 3 000 рублей.

Чиновник был признан виновным в получении взятки за незаконное бездействие, мошенничестве с использованием своего служебного положения, а также в мелком взяточничестве. Итоговый приговор – 5 лет колонии общего режима с запретом занимать госдолжности в течение 2 лет.

Как видим, лицо, подозреваемое или обвиняемое в мелком взяточничестве, может столкнуться с целым рядом проблем. Судимость грозит гражданам, передавшим или получившим даже небольшую сумму денег (несколько сот рублей).

При этом наказание – не самое страшное, что может случиться. Лицо, признанное виновным в совершении преступления, предусмотренного статьей 291.2 УК РФ, будет вынуждено покинуть свою должность и вряд ли в обозримом будущем сможет устроиться в госструктуру.

Судимость значительно усложнит жизнь гражданина.

Поэтому если против Вас возбудили уголовное дело по ст.291.2 УК РФ, – немедленно обратитесь к опытному уголовному адвокату, который продумает тактику и стратегию Вашей защиты. Специалист использует все законные способы, чтобы предварительное расследование завершилось как можно раньше, а если материалы дела все же переданы в суд – поспособствует тому, что приговор был максимально лояльным.

расскажите о нас друзьям:

Источник: https://www.advo24.ru/uslugi/st-291-2-uk-rf-melkoe-vzyatochnichestvo.php

Мелкое взяточничество: ст. 291.2 УК РФ, ответственность и состав

Ч 1 ст 291 2 ук рф

Последнее обновление – Июль 2020

В современном обществе каждый знаком с таким явлением, как взяточничество.

До недавнего времени в нашем законодательстве степень тяжести и мера ответственности не ставились в зависимость от суммы незаконного вознаграждения ни для тех, кто его получает, ни для тех, кто дает.

В июле 2016 года ситуация поменялась и в УК РФ введена новая статья под порядковым номером 291.2 с названием «Мелкое взяточничество». Эти перемены связаны с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 324-ФЗ.

Статистика и последствия

Нововведения повлекли существенные изменения в порядке проведения расследования уголовных дел, в последствиях для виновных и т. д.

Анализ практики расследования и судебного рассмотрения уголовных дел, связанных с дачей и получением взяток, показывал, что основная их часть характеризуется малой суммой незаконного вознаграждения. Виновные в этих деяниях не представляют той степени опасности для общества, чтобы понести столь строгую ответственность.

В связи с этим такие деяния вынесены в отдельную статью 291.2 УК РФ, которой в настоящее время караются дача и получение взятки при условии, что она составила до 10 тыс. руб. Следует отметить, что минимального размера в законе не указано.

Однако на практике встречаются случаи, когда при мизерной сумме вознаграждения, обладающего всеми признаками взятки, например, 50-100 руб., в возбуждении уголовного дела отказывается в связи с малозначительностью, но не в связи с тем, что преступления не было.

До принятия выше указанного ФЗ все мелкие взятки считались в общей массе, что не могло отражать в полной мере картины коррупционной испорченности нашего общества. Сейчас реальная ситуация стала более прозрачной.

Например, за 10 месяцев 2019 года всего на территории России зарегистрировано 11 101 преступление, связанное со взяточничеством. Из этого числа дача взятки (больше 10 тыс. рублей) – 2251, получение – 3171, а фактов мелкого взяточничества – 4854. То есть практически половина всех зарегистрированных преступлений – это именно мелкое взяточничество.

Наказание в виде кратного сумме взятки штрафа по ранее применявшимся нормам не несло для взяточников с маленькими суммами особых негативных последствий. Это тоже исправил вышеуказанный ФЗ, установивший конкретные пределы штрафов за эти деяния.

В отличие от «полноценных» взяток дополнительное наказание в виде кратного взятке штрафа и лишения права занимать должности и заниматься деятельностью, которые суд укажет в приговоре, за мелкие взятки не предусмотрено.

Понятие, составы деяний по ст. 291.2

Отправными точками в понимании составов уголовно-наказуемых деяний, связанных со взяточничеством, являются понятие самой взятки и должностного лица.

Взятка – вознаграждение, противозаконно передаваемое лицу, обладающему определенными характеристиками, или им получаемое за действия, бездействие по службе.

Характеристики этих лиц определены Примечаниями к ст. ст. 285, 290 УК РФ. Ими могут выступать должностные лица:

  • нашего государства;
  • иностранного государства;
  • международной публичной организации.

Анализируемая статья сформулирована не совсем обычным образом. Она включает фактически 4 состава преступления, обладающих своими чертами:

  1. Дача взятки.
  2. Получение взятки.
  3. Дача взятки лицом, уже судимым за взяточничество.
  4. Получение взятки человеком с имеющейся судимостью за взяточничество.

Преступление имеет четыре обязательные части, которые в совокупности называются его составом, при отсутствии любого из них, деяние не может являться преступным.

Общими чертами (элементами составов) для всех этих деяний будут:

  • Объект – общественные отношения, которым деянием причиняется вред. В данном случае – это нормальная работа государственного аппарата.
  • Субъективная сторона – отношение виновного к содеянному. По ст. 291.2 УК РФ это всегда прямой умысел. То есть виновный понимает, что действует противозаконно, осознает вред, который последует в итоге и хочет, чтобы он был причинен.

Отличительная особенность по сравнению с «классическими» дачей и получением взятки состоит в ее сумме – для наступления ответственности по этой менее тяжкой статье 291.2 за мелкое взяточничество, взятка должна представлять собой предметы, деньги ценности и прочее, стоимость которых не превысит 10 тыс. руб.

За превышающее эту сумму незаконное вознаграждение ответственность наступает по ст. 290 и 291, предусматривающим гораздо более строгую ответственность и более негативные последствия для виновного.

Более суровая ответственность по указанным нормам УК наступит и при условии, если предполагалось дать либо получить взятку денежный эквивалент которой превышает 10 тыс. рублей, однако состоялась передача или получение лишь ее части до этой суммы. В этом случае виновному вменяется вся сумма взятки, которую планировалось получить или передать.

Полезно: Получение взятки по ст. 290 УК РФ

Дача взятки до 10 тыс. рублей

Ответственность за нее установлена ч. 1 ст. 291.2. Отличными от иных наказуемых по этой статье деяний элементами являются:

  • Объективная сторона – сами действия, составляющие преступление – непосредственная передача предмета взятки лично или с использованием посреднических услуг.
  • Субъект – тот, кто может понести уголовную ответственность — любое физическое вменяемое лицо, на дату совершения преступления достигнувшее 16 лет.

Освобождение от ответственности

Примечанием к данной статье предусмотрена возможность человеку, давшему взятку до 10 тыс. рублей, не понести наказания за это деяние при выполнении следующих условий:

  1. Он активно помогал раскрыть и расследовать свой проступок.
  2. Добровольно сообщил о преступлении в органы правоохраны (сразу после совершения, но до того, как они узнали о нем сами).
  3. Если предмет взятки должностное лицо вымогало.

Подробно: Наказание и статья за вымогательство взятки

Эти условия аналогичны предусмотренным для освобождения от ответственности за деяние по ст. 291 УК РФ.

Получение взятки до 10 тыс. рублей

За это деяние, совершенное с суммой взятки в размере до 10 тыс. руб., ответственность также установлена ч. 1 анализируемой статьи. Отличными от других элементами для его состава также являются:

  • Объективная сторона – непосредственное получение предмета, передаваемого в качестве взятки самим взяточником лично или через посредника.
  • Субъект – исключительно должностное лицо.

Из этого следует, что уголовная ответственность за получение взятки может наступить только для должностных лиц. Во всех других случаях ответственность по УК исключается.

Повторное взяточничество

Часть 2 ст. 291.2 УК РФ также включает 2 различных состава уголовно наказуемых деяний, аналогичных указанным в ч. 1 названной статьи.

Его отличие состоит в том, что лицо для наступления более строгой, чем по первой части, ответственности должно иметь судимость за деяния по статьям:

Имеющаяся судимость в данном случае выступает квалифицирующим признаком. Она должна быть не снята и не погашена в соответствии с порядком, установленным законодательством. Так как мелкое взяточничество является преступлением небольшой тяжести, срок погашения судимости в зависимости от назначенного наказания может достигать 3 лет.

Подробно: Как снять судимости и Сроки погашения судимости

Наказание

Получение и дача взятки до 10 тыс. рублей для человека, имеющего судимость за взяточничество, может обернуться:

  1. Штрафом в сумме:
    • до 1 млн. руб.;
    • зарплаты и всех других доходов за период до года;
  2. Исправительными работами до трех лет;
  3. Ограничением свободы до четырех лет;
  4. Лишением свободы до трех лет.

Тяжесть и давность

Санкция обеих частей рассматриваемой нормы предполагает максимально возможное наказание в виде лишения свободы продолжительностью не более трех лет. Поэтому все деяния, отнесенные к мелкому взяточничеству, – небольшой тяжести.

Следовательно, лишь в течение 2 лет со дня совершения виновное лицо может получить за них наказание по ст. 291.2. По его завершению ответственность не наступит.

Подследственность

До введения в УК новой статьи 291.2 все уголовные дела о преступлениях, связанных со взяточничеством, имели право расследовать лишь следователи Следственного комитета РФ.

В настоящее время проведение процессуальных проверок и расследование уголовных дел по фактам мелкого взяточничества отнесено к компетенции органов дознания полиции.

Заключение

Несмотря на внесенные изменения в уголовный закон, мелкое взяточничество все же осталось достаточно опасным для общества преступлением коррупционной направленности, влекущим для виновного негативные последствия в виде наказания и судимости. Законодатель лишь конкретизировал меру ответственности и несколько упростил процесс привлечения за эти деяния к ответственности, установив форму предварительного расследования этих фактов в виде дознания.

(8 4,50 из 5)
Загрузка…

Источник: https://Zakonved.ru/ugolovnoe-pravo/prestupleniya-protiv-vlasti/melkoe-vzyatochnichestvo.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.