Что такое помилование в уголовном праве

Что такое помилование в уголовном праве?

Что такое помилование в уголовном праве

Амнистия и помилование в уголовном праве являются законными мерами милосердия к преступникам, отбывающим свое наказание в местах лишения свободы.

Они, вероятно, еще долго будут актуальными в нашей стране, где количество заключенных давно перевалило за полмиллиона.

Несмотря на то что оба понятия относятся к проявлению гуманизма, они все-таки между собой отличаются.

Амнистия — это законодательный акт, совершаемый органами власти в отношении преступников, облегчающий их участь.

Здесь можно больше узнать о видах обстоятельств смягчающих наказание.

В этом акте отображаются не определенные люди, а перечисляются потенциальные характеристики субъекта, нужные для применения милосердия.

Амнистия с греческого языка переводится как забвение или прощение. В этом суть понятия.

Необходимо учитывать, что такая мера гуманизма не является реабилитацией.

Поэтому следует тщательно взвешивать свое решение на согласие к ее применению в случае, когда предполагается освобождение от уголовного преследования до вынесения приговора.

Читайте дополнительно в этой статье о существующих мерах пресечения в уголовном производстве.

Потому что в такой ситуации судимость останется. Нужно понимать, что амнистия — это не оправдательный приговор.

Виды амнистии

Существуют следующие виды:

  1. освобождение от несения уголовной ответственности или вмененного наказания;
  2. снятие ответственности по дополнительному наказанию;
  3. смягчение назначенных правовых мер;
  4. замена наказания на более милосердную форму;
  5. снятие судимости, в случае когда преступник уже отбыл наказание;
  6. отмена административной ответственности лиц, совершивших нарушения в этой области.

О существующих видах уголовных наказаний смотрите тут.

Один акт амнистии может состоять из нескольких смягчающих мер.

А также применяются и такие разновидности юридического прощения: политическая, налоговая, уголовная, амнистия мигрантов и капиталов.

Помилование — верховный акт главы государства, смягчающий наказание одного или нескольких конкретных заключенных.

В данном случае прощение носит индивидуальный характер.

В Федеральном Законе «О помиловании» выделяются следующие виды этого акта:

  • полное освобождение;
  • частичное освобождение;
  • сокращение срока;
  • замена наказания более мягкой его формой.

Часть правовой меры, примененной к преступнику, попавшая под помилование, может быть заменена на условное наказание.

Так же, как и при амнистии, с человека, уже отбывшего заключение, актом снимается судимость.

Кто имеет право и как подается ходатайство на помилование?

В Конституции РФ указывается, что ходатайствовать о помиловании или о смягчении правовой меры может любой осужденный, вне зависимости от категории совершенного им проступка, назначенного срока и предписанных условий исполнения наказания.

Так и сказано в 19 статье Конституции: никто не может быть ущемлен в этом праве.

Нормативные акты, касающиеся данной меры, не предусматривают вероятность помилования без просьбы самого осужденного.

Но и нигде не регулируется вопрос о том, кто именно должен подавать ходатайство.

Но в практике есть случаи отказа в прошении родственникам, обоснованные отсутствием просьбы от заключенного.

Вывод: лучшим вариантом будет совместная (родственники + осужденный) подача «челобитной» о помиловании.

Путь, который проходит ходатайство:

  1. осужденный подает письменное прошение через администрацию исполняющего наказание органа. Оно в обязательном порядке регистрируется. Отказа здесь не допускается;
  2. данный управляющий орган уведомляет заключенного распиской о том, что ходатайство направлено в территориальное системное учреждение;
  3. к прошению прилагаются необходимые документы, касающиеся обратившегося с помилованием человека: копия приговора, извещение о его вступлении в силу, медицинская справка, биография осужденного, характеристика и другие материалы, имеющие хоть какое-то отношение к делу о помиловании;
  4. далее, из территориального органа просьба направляется на рассмотрение комиссии по вопросам помилования, которая выносит резолюцию о целесообразности акта.
  5. следующий пункт назначения — высшее должностное лицо, представляющее субъект РФ, в котором находится заключенный;
  6. он вносит представление о разумности прощения главе государства, прилагая к нему решение комиссии и остальные документы, присоединенные к ходатайству администрацией органа, который исполняет правовую меру в отношении осужденного;
  7. и последняя точка — президент. Только глава государства выносит окончательный вердикт.

Только глава государства выносит окончательный вердикт. Указ о помиловании отправляется во все нужные органы в течение двух дней после его выхода. Отказ в письменном виде доводится до осужденного.

На помилование можно не рассчитывать, если:

  • еще не прошла половина срока;
  • осужденный судим уже не в первый раз за преднамеренные преступления;
  • в прошлом заключенного имеется УДО;
  • при плохой характеристике из колонии.

Каждый осужденный имеет право на повторное обращение о помиловании. Но не раньше, чем спустя год после первого.

Исключением являются случаи, когда по делу возникают обстоятельства, которые могут изменить ситуацию в сторону прощения.

Издание акта об амнистии может быть обосновано такими целями:

  1. облегчение участи лиц, тяжесть преступления которых мала;
  2. примирение противостоящих государству общностей;
  3. решение конфликта межнационального характера и/или его последствий;
  4. уменьшений затрат на уголовно-исполнительную систему;
  5. устранение трудности, связанной с переполненностью колоний.

В России применение бывает уголовно-правовым или политическим (например, амнистия участвовавших в мятеже).

В зависимости от того какую задачу решает амнистия, определяются субъекты, чьи проступки подлежат прощению и забвению. Важно, что данный акт не имеет индивидуального направления, и под него могут попасть целые группы людей, которых объединяет какой-нибудь признак.

Например, амнистированными могут оказаться несовершеннолетние заключенные или одинокие матери, или те, кто отбывает свой срок за среднетяжелые преступления.

Большая вероятность одобрения ходатайства о помиловании возможна в следующих случаях:

  • обратившийся с прошением осужден впервые;
  • возраст заключенного более 50 лет;
  • совершенный проступок не повлек тяжких последствий;
  • осужденный получил инвалидность в местах лишения свободы;
  • наличие малолетних детей.

Особенно обращается внимание на тяжесть преступления, поведение в колонии, срок, количество судимостей, были ли в прошлом амнистия, помилование или УДО и т. д.

Амнистия, помилование, судимость — эти понятия не просто так объединяет 13 глава Уголовного кодекса.

Они взаимосвязаны между собой. Первые два схожи тем, что являются актом милосердия, но все же они отличаются своей внутренней сутью.

Последнее является косвенной причиной возникновения гуманизма.

Без судимости не встал бы вопрос об облегчении участи осужденных.

Отличие амнистии от помилования заключается в том, что:

  1. не подразумевает конкретных лиц;
  2. издание акта — компетенция Госдумы.
  1. носит индивидуальный характер;
  2. является прерогативой только президента РФ.

А также оба эти понятия имеют совершенно разные условия применения, последствия, процедуру реализации.

Важным моментом является то, что рассмотренные меры гуманизма по отношению к осужденным, ни в коем случае не являются их реабилитацией. Ни амнистия, ни помилование не изменяют законы, они всего лишь акты милосердия.

Уголовно-правовая регламентация института амнистии дается в ст. 84 УК. Акт об амнистии не изменяет и не отменяет закона, устанавливающего уголовную ответственность за те или иные общественно опасные деяния, признаваемые преступлениями, и не ставит под сомнение законность и обоснованность приговора суда, назначившего наказание (если он состоялся на момент провозглашения амнистии).

Амнистия лишь смягчает положение лиц, совершивших преступления. Как акт милости и гуманизма она прежде всего распространяется на несовершеннолетних, женщин, лиц, совершивших нетяжкие преступления, лиц, имеющих заслуги перед Родиной либо преклонный возраст, и объявляется в отношении персонально не определенного круга лиц.

Акт об амнистии влечет определенные уголовно-правовые последствия, предусмотренные в уголовном законе.

Такие акты могут содержать следующие предписания, перечисленные в ч. 2 ст. 84 УК:

  1. об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления;
  2. об освобождении от наказания или от его отбывания лиц, осужденных за преступления;
  3. о замене назначенного наказания другим более мягким видом наказания;
  4. о сокращении срока назначенного наказания;
  5. об освобождении от дополнительного вида наказания; о снятии судимости.

Конкретное содержание амнистии определяется в самих актах об амнистии. Обычно они имеют комплексный характер и содержат предписания нескольких видов из числа предусмотренных ч. 2 ст. 84 УК и в отношении нескольких категорий лиц.

Как правило, акты об амнистии приурочиваются к знаменательным событиям в стране, праздничным датам.

Источник: https://urist.one/dolzhnostnye-prestupleniya/nakazaniya/amnistiya-ili-dosrochnoe-pogashenie.html

Помилование осужденного в уголовном праве

Помилование – это решение, которое принимается в отношение определенного осужденного лица, чей приговор вступил в законную силу. Правом признания осужденных помилованными обладает президент РФ.

Согласно п. «в» ст. 89 Конституции РФ, помилование – это только компетенция президента РФ. Проводится относительно определенного осужденного. Акт помилования – не обладает нормативными чертами, это исключительно документ правоприменения.

Действие акта распространяется только на обозначенных в нем граждан. Обвинительный приговор обязательно должен вступить в силу. В противном случае процедура помилования невозможна.

Ходатайство рассматривается в соответствии с законодательством РФ (Указ Президента РФ от 28.12.2001 N 1500).

Скачать Образец ходатайства о помиловании

Что такое акт о помиловании?

Написать прошение вправе любой осужденный или заключенный. Акт помилования – это не снятие ответственности с осужденного, а освобождение раньше срока.

Источник: https://gphml5.com/chto-takoe-pomilovanie-v-ugolovnom-prave/

Российское уголовное право

Что такое помилование в уголовном праве

Институт помилования имеет многовековую историю. Право государя, монарха, короля миловать всегда было атрибутом верховной власти. Помилование и на сегодняшний день существует практически в каждом государстве. Правом помилования в настоящее время обычно наделяется президент или иное высшее должностное лицо государства, иногда парламент, специальные комиссии.

Применение помилования соответствует Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1984 г. и Международному пакту о гражданских и политических правах от 16 декабря 1996 г. В пункте 4 ст. 6 Пакта говорится, что «каждый имеет право просить о помиловании или о смягчении приговора. Амнистия, помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях».

Правовое регулирование института помилования в нашей стране осуществляется на основе Конституции Российской Федерации, Уголовного Кодекса РФ, Указов Президента РФ. Согласно ч. 3 ст.

50 Конституции каждый осужденный за преступление имеет право просить о помиловании или смягчении наказания. В п. «в» ст.

89 Конституции закреплено, что право помилования граждан, осужденных судами Российской Федерации, осуществляет Президент Российской Федерации.

В п. 2 ст. 85 УК РФ указано, что актом помилования лицо, осужденное за преступлении, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

По своей сущности помилование, Так же как и амнистия, заключается в полном или частичном прощении лица, осужденного за совершение преступления. При этом, так же как и при амнистии, акт помилования не изменяет нормы уголовного закона, не отменяет и не изменяет приговор суда, не исправляет судебные ошибки.

При помиловании реализуются принципы справедливости и гуманизма в тех ситуациях, когда применение уголовного и уголовно-процессуального законодательства не позволило учесть всех особенностей и сложностей конкретных жизненных обстоятельств.

Помилование применяется в тех случаях, когда назначенное наказание не в полной мере учитывает эти особенности, либо когда наказание справедливо, но в силу этих же особенностей осужденный заслуживает прощения.

Наряду с общей сущностью, которая была отмечена выше, помилование имеет ряд существенных отличий от амнистии.

Первое из них состоит в том, что акт помилования осуществляется в форме Указа Президента РФ, имеет ненормативный характер и по своей правовой природе относится к актам применения права.

Второе существенное отличие помилования от амнистии состоит в том, что помилование осуществляется в отношении индивидуально определенного лица.

Третье отличие помилования от амнистии заключается в том, что помилование осуществляется только в отношении лица, осужденного за преступление. Актом амнистии лица могут быть освобождены и от уголовной ответственности.

Четвертое отличие состоит в том, что актом помилования лицо может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо смягчается наказание, которое лицо уже отбывает.

В этом положении закреплено правило, согласно которому лицо может быть прощено, когда оно уже отбыло часть наказания, частично искупило вину и доказало это искупление своим поведением.

Комиссии по помилованию в субъектах РФ обязательно учитывают при рассмотрении ходатайства о помиловании срок отбытого осужденным наказания.

При этом было подвергнуто справедливой критике Указание Министерства юстиции РФ № 8909 от 20 октября 2000 г.

«О подготовке материалов на помилование», согласно которому предлагалось «исключить случаи ходатайства администрации учреждения о помиловании в отношении лиц, отбывших менее половины, а осужденных за особо тяжкие преступления — менее двух третей срока наказания, назначенного судом». 14 марта 2002 г. это Указание было отменено как противоречащее закону, т.е. ст. 85 УК РФ.

Пятое отличие помилования от амнистии состоит в категории преступлений, при совершении которых возможно применение этих институтов. Применение амнистии исключается при осуждении лица за тяжкие и особо тяжкие преступления. При помиловании, наоборот, более чем в 70% случаев смягчается участь лицам, совершившим тяжкие или особо тяжкие преступления.

Еще одно отличие помилования от амнистии состоит в том, что если амнистия применяется независимо от инициативы амнистируемого, то помилование осуществляется на основании соответствующего ходатайства осужденного или лица, отбывшего наказание и имеющего неснятую судимость. Ходатайство пишется лично осужденным на имя Президента Российской Федерации.

Следует отметить еще одно отличие помилования от амнистии. Оно касается учета поведения лица в период, предшествующий этим актам государственного прощения. Как правило, при издании актов амнистии указывается, что она не распространяется на злостных нарушителей установленного прядка отбывания наказания. Данные, подтверждающие эту характеристику, рассматриваются при применении амнистии.

Характеристика осужденного, ходатайствующего о помиловании, изучается до принятия решения о помиловании. При этом УИК РФ рассматривает ходатайство о помиловании как меру поощрения, применяемую в отношении положительно характеризующихся осужденных (ст.

113 УИК РФ).

К ходатайству о помиловании администрация учреждения наряду с другими документами, представляет характеристику осужденного, содержащую сведения о его поведении, отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, отношении к совершенному деянию.

Основное содержание помилования заключается в смягчении участи осужденного. Это смягчение, согласно ст. 85 УК РФ, может выражаться в освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания, либо назначенное наказание может быть заменено более мягким видом наказания.

С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

В настоящее время помилование выражается в основном в двух видах смягчения участи осужденного: в отношении примерно 60% помилованных сокращаются сроки лишения свободы (как правило, от 1 года до 3 лет) и примерно 30% помилованных освобождаются от наказания.

При помиловании практически не применяется замена назначенного наказания более мягким. Это связано с отсутствием порядка такой замены и, возможно, эффективных мер замены.

Более 70% помилованных отбывали наказание за тяжкие и особо тяжкие преступления, в том числе убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, разбои и грабежи.

Основными обстоятельствами, которые учитывались при удовлетворении ходатайств о помиловании, были следующие: совершение преступления под давлением многочисленных обстоятельств (психические особенности и состояние здоровья); наличие несовершеннолетних детей; участие в боевых действиях по защите Отечества.

Среди помилованных в период 2002-2003 гг. около 28% составляли женщины. Так, с июля 2002 г. по январь 2003 г. Президентом РФ помилованы 54 женщины-матери, при этом 30 — освобождены от дальнейшего отбывания наказания, а 24 женщинам срок наказания сокращен. Ходатайства 154 женщин-матерей были отклонены.

Эффективность помилования во многом определяется рецидивом преступлений, совершенных лицом после помилования. По различным данным рецидив среди помилованных составляет от 4 до 9%. Это почти в три раза ниже обычного криминального рецидива.

Порядок рассмотрения ходатайств о помиловании устанавливается указами Президента РФ. Указом Президента от 12 января 1992 г. № 17 была образована Комиссия по вопросам помилования при Президенте РФ. На Комиссию возлагалась обязанность предварительного рассмотрения ходатайств о помиловании, поступающих от осужденных. Комиссия работала до 28 декабря 2001 г.

В целях совершенствования механизма реализации конституционных полномочий Президента РФ по осуществлению помилования и обеспечения участия органов государственной власти субъектов РФ в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием, Президент РФ издал Указ № 1500 от 28 декабря 2001 г. «О комиссиях по вопросам помилования на территориях Российской Федерации».

В соответствии с этим Указом на территориях субъектов РФ образовывались комиссии по вопросам помилования. Членами этих комиссий могут быть граждане РФ, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением граждан и имеющие безупречную репутацию.

Не менее двух третей состава комиссии формируется из представителей общественности. Согласно Указу, в состав комиссии должно входить не менее 11 человек. Состав комиссии обновляется на одну треть один раз в два года. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.

Состав комиссии и ее председатель утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

На комиссию по вопросам помилования в субъектах РФ возложены пять основных полномочий:

  • предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях ГУИН, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость;
  • подготовка заключений по материалам о помиловании для представления высшему должностному лицу субъекта РФ;
  • осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением законодательства по вопросам помилования;
  • осуществление общественного контроля за условиями содержания осужденных;
  • подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов ГУИН по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 было утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации. Как явствует из названия, основная цель этого Положения состоит в определении порядка рассмотрения ходатайств о помиловании.

Во-первых, в Положении определяется круг лиц, в отношении которых применяется помилование:

  • лица, осужденные судами Российской Федерации к наказаниям, предусмотренным уголовным законом и отбывающим наказание на территории РФ;
  • лица, осужденные судами иностранного государства и отбывающие наказание на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
  • лица, отбывшие назначенное судом наказание и имеющие неснятую судимость.

Во-вторых, в Положении содержатся рекомендации о неприменении помилования в отношении отдельных категорий осужденных. При этом содержится оговорка о том, что помилование, как правило, не применяется в отношении следующих осужденных:

  • совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
  • злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;
  • ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;
  • которым ранее производилась замена назначенного судом наказания более мягким наказанием.

В-третьих, в Положении указан перечень обстоятельств, которые должны приниматься во внимание членами комиссии при рассмотрении ходатайств о помиловании.

К таким обстоятельствам относятся:

  • характер и степень общественной опасности совершенного преступления;
  • поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;
  • срок отбытого (исполненного) наказания;
  • совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;
  • применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;
  • возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;
  • данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;
  • другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства.

Анализ Указа Президента РФ № 1500 и утвержденного этим Указом Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации показывает, что Положение несколько выходит за рамки определения порядка рассмотрения ходатайств о помиловании.

Фактически комиссиям по помилованию, созданным во всех субъектах РФ, передана часть конституционных полномочий Президента РФ по предварительному отбору ходатайств осужденных и по предварительному решению вопроса о том, применять либо не применять помилование к конкретным лицам.

При этом, естественно, за Президентом РФ по Конституции РФ остается исключительное право принятия окончательного решения по ходатайству осужденного о помиловании.

Следует отметить, что в Российской Федерации, как и в целом в мировой практике, помилование, прежде всего, применялось к лицам, приговоренным к смертной казни. В ч. 3 ст.

59 УК РФ записано, что смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет. Это помилование также осуществляется Президентом РФ. Решением Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1999 г.

приостановлено назначение судами смертной казни до введения на всей территории РФ судов с участием присяжных заседателей.

Таким образом, фактически с 1999 г. помилование распространялось только на лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы на определенный срок. При этом по данным Министерства юстиции РФ в 2000 г.

было помиловано 12 843 чел. В 2001 г.

осуществлялось помилование в виде освобождения от наказания в виде лишения свободы в отношении более 7000 человек, и еще приблизительно 5000 осужденных сократили срок наказания.

Это составляет около 0,9% от всех лиц, осужденных к реальному лишению свободы и отбывающих наказание в исправительных учреждениях. С 2002 г., после образования комиссий по помилованию в субъектах РФ, процент помилованных снизился до 0,4-0,6 от числа отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Источник: https://isfic.info/koms/criml127.htm

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.