Что такое предварительное следствие

Органы предварительного следствия

Что такое предварительное следствие

Предварительное следствие в уголовном процессе РФ – это одна из форм предварительного расследования преступлений, которая подлежит осуществлению специализированными органами предварительного следствия – следователями Следственного комитета РФ, следователями ОВД, следователями органов федеральной службы безопасности.

Также, это деятельность, содержание  которой охватывает от начала и до конца стадию предварительного расследования.

Оно предназначено установить все обстоятельства по делу на досудебной стадии, которые подлежат доказыванию.

Именно предварительное следствие включило в себя максимум установленных законодательством гарантий, соблюдение комплекса прав и законных интересов личности на досудебной стадии уголовного судопроизводства.

Расследование преступлений признается основной функцией для органов предварительного следствия, содержание которой заключается в полном и быстром раскрытии преступлений, своевременном привлечении к ответственности всех лиц, которые виновны в их совершении, установлению предпосылок и условий, которые способствуют преступлениям, и принятию всех необходимых мер для их устранения.

Предварительное следствие может иметь место и по преступлениям, по которым в соответствие с действующим законодательством производство такового является необязательным. Следователь в этой ситуации имеет право преступить к уголовному судопроизводству, лишь в том случае, если это считают необходимым суд либо прокурор.  
Опиши задание

Следственный комитет как главный орган предварительного следствия

В ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» содержится определение Следственного комитета, включающее ряд его признаков как органа государства:

  • это федеральный государственный орган,  деятельность которого в пределах полномочий реализуется на всей российской территории
  • он реализует  полномочия  в  области уголовного судопроизводства  согласно   российскому законодательству.  

ФЗ «О Следственном комитете РФ» установил, что все руководство деятельностью созданного вновь следственного органа реализует Президент РФ.

В систему Следственного комитета входят:

  • непосредственно центральный аппарат комитета;
  • следственные главные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в т.ч. их подразделения по административным округам), а также приравненные к ним специализированные (в т.ч. военные) следственные отделы и следственные управления Следственного комитета;
  • следственные отделения и следственные отделы Следственного комитета по городам, районам и приравненные к ним, в т.ч. специализированные (в т.ч. военные) следственные подразделения комитета.

Следственный комитет РФ и подчиненные ему органы осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о наиболее тяжких преступлениях против личности (например, изнасилования, убийства) о налоговых преступлениях, тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних и др.

Основная задача  Следственного комитета – качественное расследование преступлений согласно подследственности, которая установлена уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Основные функции Следственного комитета:

  • обеспечение законности при проверке, регистрации, приеме донесений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, проведении предварительного расследования, а также принятие мер, которые направлены на защиту свобод и прав гражданина и человека, охраняемых законом интересов государства и общества;
  • обеспечение по уголовным делам досудебного производства;
  • выявление тех обстоятельств, которые способствуют совершению преступлений, и также введению мер по уничтожению этих обстоятельств;
  • осуществление и организация процессуальной проверки и контроля деятельности следственных нижестоящих органов Следственного комитета и их должностных лиц, управление имеющимися средствами и силами в интересах качественного и оперативного проведения предварительного следствия по уголовным делам;
  • разработка и внедрение в практику технико-криминалистических современных методик и средств расследования преступлений;
  • изучение, анализ и обобщение практики расследования преступлений, распространение опыта следственной работы;
  • ведение и формирование криминалистических учетов, баз данных информации;
  • осуществление и организация судебно-экспертной деятельности, взаимодействие с научно-исследовательскими и экспертными учреждениями;

Иные следственные органы

В России существуют также специализированные следственные органы Следственного комитета – военные следственные органы. Сверху по лестнице иерархии, находится Главное военное следственное управление, которое вошло в центральный аппарат Следственного комитета.

Главному военному следственному управлению подчиняются военные следственные управления по военным флотам и округам,  а также ракетным войскам стратегического назначения. Нижестоящим звеном являются военные следственные отделы по военным соединениям и гарнизонам.

Также в России имеются специализированные следственные отделы:  природоохранные следственные отделы и отделы на особо режимных объектах, которые формируются на правах районных отделов и обладают должными полномочиями.

В системе МВД Российской Федерации следственные органы  представлены Следственным департаментом МВД России и подвластными ему структурами.

Основными задачами Следственного департамента МВД России являются:

  • руководство деятельностью органов предварительного следствия в системе МВД России в целях обеспечения объективного, всестороннего и полного расследования
  • осуществление взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с выявлением, предупреждением и расследованием преступлений
  • расследование наиболее сложных, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений 

Следователи органов ФСБ России ведут предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях против государственной безопасности, против общественной безопасности, о ряде преступлений в сфере экономической деятельности и др.

Основными задачами Следственного департамента ФСИН России являются:

  • контроль и обеспечение деятельности территориальных следственных органов ФСКН России;
  • организация и производство предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях по контролю за оборотом наркотических и др.

Должностные лица всех этих органов непосредственно производят предварительное следствие по уголовным делам, отнесенным к их подследственности в соответствии с законом, а также выполняют иные полномочия.

Основными должностными лицами, наделенными полномочиями по осуществлению предварительного следствия, являются следователь и руководитель следственного органа.

Руководитель следственного органа – это должностное лицо, которое возглавляет соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

Следователь же является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по конкретному уголовному делу.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovnyj-protsess/organy-predvaritelnogo-sledstvija/

Предварительное следствие и дознание

Что такое предварительное следствие

Определение 1

Предварительное следствие и дознание – это следственные органы, которые проводят досудебное расследование в разном порядке и с разными полномочиями.

Органы дознания и предварительного следствия в процессе производства расследования решают общие задачи, подчиняются единым нормам Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, а также единые последствия их работы (информация – материалы по делу рассматриваются в суде). При этом необходимо учесть, что данные органы являются самостоятельными органами расследования, орган предварительного расследования занимает более значимую роль. Любое уголовное дело может быть раскрыто в процессе предварительного расследования.

Органы дознания и предварительного расследования отличаются по следующим критериям:

  1. По уполномоченным органам. Предварительное расследование могут проводить (ст. 125 УПК РФ): следователи органов ФСБ; следователи органов внутренних дел; следователи федеральных органов налоговой полиции; следователи прокуратуры, следователи военной прокуратуры. Процесс дознания могут производить (ст. 117 УПК РФ): милиция; главнокомандующие или ими назначенные должностные лица воинских частей – по всем преступлениям, совершенных военнослужащими и др. подчиненными; органы ФСБ — по делам, которые отнесены законом к их полномочиям; главные должностные лица, следственных изоляторов и исправительных учреждений — по преступлениям, совершенных внутри учреждения сотрудниками; государственные органы государственного МЧС — по делам о нарушении противопожарных правил, о пожарах в целом; пограничная служба РФ и ее органы — по нарушениям пересечения режима государственной Федеральной границы и др. нарушений в зоне таможенного поста; капитаны кораблей или их помощники, находящихся в дальнем плавании, также управляющие лица зимовок в отсутствии транспортных связей с зимовкой; налоговая полиция — по нарушениям норм и правил налогообложения РФ; органы таможни — по делам о преступлениях, предусмотренных УПК.
  2. По срокам производства следствия. В случае, если предварительное следствие необходимо, процесс дознания со дня возбуждения уголовного дела должен быть закрыт в срок до 10 суток. Продлить этот срок нельзя. Тогда, когда предварительное следствие не обязательно, дознаватель должен закончить процесс дознания в течение 30 дней, в ряде обстоятельств возникает необходимость продлить срок дознания. Прокурор или вышестоящий орган может продлить срок ведения процесса дознания еще на 30 дней, но не более.

Срок предварительного расследования со дня открытия уголовного дела составляет 2 месяца, однако, в случае необходимости, районный прокурор имеет право продлить данный срок расследования до 3 месяцев. Если рассматривается особо важное и сложное дело, срок предварительного расследования может быть продлен на 6 месяцев.

Согласно Уголовно-процессуальному кодексу, все указания прокурора обязательны как для следователя, так и для дознавателя.

Но следователь может не согласится с решением прокурора, он имеет право обратиться к вышестоящему прокурору с аргументированными требованиями о пересмотре решения.

К таким вопросам относится: объем обвинения, квалификация преступления, прекращение дела. В данных случаях прокурор либо отменяет решение нижестоящего прокурора, или отстраняет следователя.

По окончании процесса дознания дознаватель передает дело в суд или прокуратуру, известив обвиняемого о закрытии процесса расследования, без предъявления материалов для ознакомления обвиняемому.

Следователь по окончании расследования обязан известить обвиняемого, предоставить материалы для ознакомления, и после этого дело можно передавать в суд.

Замечание 1

Орган дознания является первой ступенью расследования, которое осуществляет дознаватель по любому уголовному делу, для производства которого предварительное следствие необязательно. Предварительное расследование – это завершающая стадия процесса расследования, которая обязана установить события самого преступления, розыск и изобличение виновного, возмещение причиненного ущерба.

Предварительное следствие как форма предварительного расследования

Предварительное расследование – это деятельность уполномоченных органов к розыску обвиняемого, установлению причин и фактов случившегося происшествия и изобличению виновного.

Существует два вида предварительного расследования:

  • Дознание. Его назначают по делам небольшой или средней тяжести.
  • Предварительное следствие. Установленный нормами процесс расследования, который ведет следователь. Начинается с момента открытия уголовного дела.

Приступив к производству, следователь собирает доказательства по уголовному делу.

Следственный орган имеет полномочия самостоятельно осуществлять следующие действия:

  • осматривать место преступления;
  • проводить следственный эксперимент;
  • обыск (с разрешения прокурора);
  • производить изъятие улик;
  • запрашивать сведения о телефонных разговоров и почтовых переписок;
  • проводить допросы и очные ставки;
  • предъявлять опознания личности;
  • назначать судебную экспертизу.

Субъектное разделение проведения розыска и субъектное разграничение имеет значение в процессе предварительного расследования. Следователи не занимаются оперативно-розыскной деятельностью, они уполномочены давать указания и инструкции органам дознании по проведению оперативно-розыскных мероприятий.

Предварительное расследование должно гарантировать соблюдение законных прав и интересов в досудебной стадии. Предварительное следствие обязательно по всем сложным делам, особенно, по преступлениям совершенным должностными лицами.

Предварительное следствие длится два месяца, по окончанию выносится обвинительное заключение.

Общие условия предварительного расследования

К общим условиям предварительного расследования относятся основные правовые нормы, закрепленные в уголовно-процессуальном законодательстве, применяемые в ходе предварительного следствия и дознания, отображающие его основные характерные черты, обеспечивающие реализацию принципов уголовного судопроизводства.

Общие условия отражены во всех действиях органов предварительного следствия и дознания, их соблюдение – один из необходимых элементов обеспечения законности по уголовному производству.

Правовые нормы общих условий предварительного расследования:

Подследственность. Юридическое свойство уголовного дела согласно которому предварительное расследование относится к компетенции определенных органов предварительного следствия или дознания. Подследственность определяется на основании ведомственного и территориального критериев (рисунок 1).

Ведомственный критерий характеризует определенную отраслевую принадлежность органов предварительного следствия или дознания и определяться персональным, родовым, предметным или альтернативным признаком.

Территориальный критерий характеризует территориальную компетенцию органа предварительного следствия или дознания.

Рисунок 1. Критерии подследственности. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В Уголовно-процессуальном кодексе прописаны механизмы изменения территориальной подследственности: не по месту совершения преступления, а по месту нахождения большинства свидетелей или обвиняемого (ч. 4 ст. 152).

Соединение и выделение уголовных дел. Уголовное законодательство предусматривает значительный перечень форм преступного поведения множественного, комплексного характера (совокупность преступлений, соучастие и т. д.). Соединение разных уголовных дел допускается при наличии оснований, перечисленных в ч. 1 ст. 154 (рисунок 2).

Рисунок 2. Основания для соединения нескольких уголовных дел. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Для завершения производства в отдельное производство может быть выделено одно уголовное дело из другого (ч. 1 ст. 154). Подобное выделение допускается только, если это не отразится на объективности и всесторонности расследования дела (ч. 2 ст. 154).

Начало производства предварительного расследования. Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела (ч. 1 ст. 156).

До этого момента ни следователь, ни дознаватель не имеют права производить следственные действия или принимать какие-либо решения. В противном случае полученная информация не будет иметь юридической силы.

Исключение составляют: осмотр места преступления, трупа, освидетельствование.

Производство неотложных следственных действий. Установление необходимых для уголовного дела обстоятельств и изобличение виновных лиц.

Правом осуществлять процессуальные действия по уголовным делам, которые требуют обязательного предварительного следствия, обладает исключительно следователь.

Орган дознания самостоятельно устанавливает являются ли следственные действия неотложными.

Окончание предварительного расследования. Это совокупность процессуальных действий и решений, которые осуществляются и принимаются в заключительной части данного этапа уголовного судопроизводства.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/predvaritelnoe_sledstvie_i_doznanie/

71 Предварительное следствие по упк рф

Что такое предварительное следствие

Предварительноеследствие— одна из двух формпредварительного(досудебного) расследованияпреступлений (наряду сдознанием)поУголовно-процессуальномукодексуРоссийской Федерации.

Посвоей сути предварительное следствиеявляется процессуальной деятельностью,направленной на установление обстоятельств,подлежащих доказыванию по уголовномуделу, перечень которых указан в статье73 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Предварительноеследствие производится следователямисогласноподследственности,установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ.

Уголовно-процессуальныйкодекс относит к органам предварительногоследствия следователей Следственногокомитета РФ, органов внутренних дел,органов Федеральной службы безопасностии ФСКН.

Подследственностьуголовных дел (ст. 151 УПК)

  • Следователи Следственного комитета РФ — убийства; изнасилования; похищение человека; посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа и др. преступления.
  • Следователи органов внутренних дел расследуют дела о причинении различной степени тяжести вреда здоровью; преступлениях против собственности; о незаконном обороте наркотиков и др. преступления.
  • Следователи органов Федеральной службы безопасности расследуют дела о государственной измене; шпионаже; терроризме; захвате заложников и др. преступления
  • Следователи ФСКН — о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ

Предварительноеследствие – это целенаправленный процесс,целью которого является восстановлениепрошлого события преступления по следам,обнаруженным следователем в настоящем.

Пообщему правилу срок предварительногоследствия составляет 2 месяца. Однакодля обеспечения быстроты расследованиядела при наличии возможности следствиедолжно быть закончено как можно раньше,не дожидаясь истечения этого срока.

Началомтечения 2-месячного срока следствияслужит день возбуждения дела, при этомтекущие сутки не учитываются. Поэтомусрок начинает течь с начала следующихсуток (ст. 128 УПК РФ).

Для исчисления срокаследствия неважно, какой орган возбудилуголовное дело, поэтому в срок следствиявходит время выполнения неотложныхследственных действий органом дознания(ст. 157 УПК РФ), а также время проведенногодознания (ст.

223 УПК РФ) после направлениядела для производства следствия (п. 4 ч.1 ст. 226 УПК РФ).

Окончаниесрока предварительного следствияпроисходит в день: а) вынесенияпостановления о прекращении дела (ст.213, п. 1 ч. 1 ст. 439 УПК РФ) либо б) направленияуголовного дела прокурору (с обвинительнымзаключением — ч. 6 ст. 220 или спостановлением о передаче дела в суддля применения принудительной мерымедицинского характера—п. 2 ч. 1 ст. 439 УПК РФ).

Сроки дальнейшейдеятельности прокурора установленыотдельно (10 суток по обвинительномузаключению — ч. 1 ст. 221 и 2 суток пообвинительному акту — ч. 1 ст. 226 УПКРФ). В отличие от срока предварительногоследствия срок дознания оканчиваетсяв день составления обвинительного акта,а время ознакомления сторон с материаламидела в срок дознания не входит.

Процессуальныйзакон допускает возможность толькоодного перерыва в течение срокаследствия — время приостановлениядела в связи с невозможностью участияв деле подозреваемого или обвиняемого,когда его место нахождения известно(п. 3 ч. 1 ст. 208 УПК РФ), или в случае еготяжкого заболевания (п. 4 ч. 1 ст. 208 УПКРФ).

В срок предварительного следствиявключается все время ознакомленияучастников процесса с материаламиоконченного предварительного следствия(ст. ст. 216, 217 УПК РФ), а также времяобжалования и рассмотрения жалобыследователя на постановление прокурорао возвращении дела для дополнительногорасследования (ч. 4 ст.

221 УПК РФ).

Срокпредварительного следствия, установленныйчастью первой статьи 162 УПК РФ, можетбыть продлен до 3 месяцев руководителемсоответствующего следственного органа.

Поуголовному делу, расследование которогопредставляет особую сложность, срокпредварительного следствия может бытьпродлен руководителем следственногооргана по субъекту Российской Федерациии иным приравненным к нему руководителемследственного органа, а также ихзаместителями до 12 месяцев.

Дальнейшеепродление срока предварительногоследствия может быть произведено тольков исключительных случаях ПредседателемСледственного комитета при прокуратуреРоссийской Федерации, руководителемследственного органа соответствующегофедерального органа исполнительнойвласти (при федеральном органеисполнительной власти) и их заместителями.

Вслучае возвращения прокурором уголовногодела следователю в соответствии спунктом 2 части первой статьи 221 УПК РФсрок для исполнения указаний прокуроралибо обжалования решения прокурораустанавливается руководителемследственного органа и не может превышатьодного месяца со дня поступления данногоуголовного дела к следователю.

Привозобновлении приостановленного илипрекращенного уголовного дела либовозвращении уголовного дела дляпроизводства дополнительного расследованиясрок дополнительного следствияустанавливается руководителемследственного органа и не может превышатьодного месяца со дня поступленияуголовного дела к следователю.

Дальнейшеепродление срока предварительногоследствия производится на общихоснованиях в порядке, установленном статьей 162 УПК РФ.

Вслучае необходимости продления срокапредварительного следствия следовательвыносит соответствующее постановлениеи представляет его руководителюследственного органа не позднее 5 сутокдо дня истечения срока предварительногоследствия.

Следовательв письменном виде уведомляет обвиняемогои его защитника, а также потерпевшегои его представителя о продлении срокапредварительного следствия.

Дознаниепроизводится в течение 30 суток со днявозбуждения уголовного дела. Принеобходимости этот срок может бытьпродлен прокурором до 30 суток.

Внеобходимых случаях, в том числе связанныхс производством судебной экспертизы,срок дознания, предусмотренный частьютретьей статьи 223 УПК РФ, может бытьпродлен прокурорами района, города,приравненным к ним военным прокуророми их заместителями до 6 месяцев.

Висключительных случаях, связанных сисполнением запроса о правовой помощи,направленного в порядке, предусмотренномстатьей 453 УПК РФ, срок дознания можетбыть продлен прокурором субъектаРоссийской Федерации и приравненным кнему военным прокурором до 12 месяцев.

Предварительноеследствие- это наиболее полная формапредварительного расследования,обеспечивающая максимальные гарантииустановления истины и реализации правучастников процесса.

Предварительноеследствие – это и основная формарасследования, так как оно обязательнопо всем уголовным делам, за исключениемтех, по которым производится дознание(ч. 2, 3 ст. 150 УПК) и дел, возбуждаемых впорядке частного обвинения (ст. 318).

Дляпредварительного следствия в полноймере действуют все общие условиярасследования, в нем реализованы всеего институты, оно четко разделено нарассмотренные выше этапы.

При этом надоиметь в виду, что процессуальная формапредварительного следствия может бытьеще более усложнена по делам о применениипринудительных мер медицинскогохарактера, несовершеннолетних и лиц,обладающих служебным иммунитетом.

Предварительноеследствие включает производствоследственных действий, применение мерпринуждения, привлечение лица в качествеобвиняемого, допуск к участию в уголовномпроцессе защитника, законных представителей,гражданских истцов и других субъектовуголовного процесса, ознакомлениеучастников с материалами дела и многоедругое. Первоначальный срок предварительногоследствия установлен в размере 2 месяцев.Однако он может быть продлен прокуроромв установленном законом порядке.

Основнымвидом предварительного расследованияявляется следствие, так как именно вформе следствия осуществляетсярасследование подавляющего большинствауголовных дел, за исключением преступленийнебольшой и средней тяжести, перечисленныхв ч.3 ст.150 УПК, по которым предварительноерасследование производится в формедознания.

Междуформами расследования – следствием идознанием нет принципиального различия,так как обе они направлены на выполнениеназначения уголовного судопроизводства,основаны на единых принципах всегосудопроизводства, общие условияпредварительного расследованияраспространяются и на дознание заотдельными исключениями. Доказательства,полученные при производстве дознания,имеют для суда такое же значение, как идоказательства, собранные на предварительномследствии. Органы следствия и дознанияпо делам, отнесенным к их компетенции,производят все необходимые следственныедействия и через прокурора передаютдело в суд.

Вместес тем имеются определенные различиямежду дознанием и следствием по кругуи характеру дел, отнесенных к дознаниюи следствию; по срокам, органам и отдельнымособенностям процессуальной формыпроизводства дознания и его окончания.

Источник: https://studfile.net/preview/4584288/

Предварительное следствие

Что такое предварительное следствие

⇐ ПредыдущаяСтр 27 из 59Следующая ⇒

Предварительное следствие — это деятельность, содержа­ние которой охватывает всю от начала до конца стадию пред­варительного расследования.

Предварительное следствие на­правлено на досудебное установление всех обстоятельств, под­лежащих доказыванию (ст. 73, 421, 434 УПК РФ).

Именно оно, концентрирует гарантии соблюдения прав и законных интере­сов личности на досудебных стадиях уголовного процесса. Предварительное следствие производится следователями, ко­торые обладают процессуальной самостоятельностью. След­ственные подразделения в настоящее время имеются в проку­ратурах, а также в органах внутренних дел, органах фсб.

Предварительное следствие, согласно ст.

151 и 434 УПК РФ, обязательно по наиболее сложным делам и по всем делам о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, Федерального агентства правительственной связи и инфор­мации при Президенте РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, органов налоговой полиции, таможенных органов РФ, военнослужащи­ми, гражданами, проходящими военные сборы, лицами граж­данского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воин­ских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей; по делам в отношении лиц, совер­шивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, и лиц, у которых после содеянного наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение. Приведенный здесь перечень не исчерпывающий.

От судебного предварительное следствие отличается субъек­тами, средствами, целями, местом и ролью в уголовном про­цессе этих видов деятельности.

Предварительное следствие, как и любая другая форма пред­варительного расследования, состоит из процессуальных дей­ствий и процессуальных решений.

Оно включает производство следственных действий, применение мер принуждения, при­влечение лица в качестве обвиняемого, допуск к участию в уго­ловном процессе защитника, законных представителей, граж­данских истцов и других субъектов уголовного процесса, озна­комление участников с материалами дела и многое другое. Первоначальный срок предварительного следствия установлен в размере 2 месяцев. Однако он может быть продлен прокурором в установленном законом порядке.

Дознаниеформа предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно ( п.8 ст. 5 УПК РФ)

В юридической науке понятие дознания используется главным образом для обозначения:

1. Одной из существующих в уголовном процессе форм предварительного расследованияпреступлений;

2. Самостоятельного института уголовно-процессуального права;

3. Вида деятельности, осуществляемого органами дознания.

Являясь формой процессуальной, дознание производится по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, подозреваемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести (ч.3 ст. 150, ч.2 ст. 223 УПК РФ).

В сравнении с предварительным следствием дознание можно рассматривать как упрощенную форму расследования, предусматривающую специальные правила производства по уголовному делу (гл. 32 УПК РФ).

Решения, принимаемые в ходе дознания, имеют такую же юридическую силу, как и принимаемые при производстве предварительного следствия.

Процессуальный закон не допускает производства дознания в отношении лиц, совершивших запрещенные уголовным законом деяния в состоянии невменяемости, а также заболевших после совершения преступления психическим расстройством, делающим невозможным назначение наказания или его исполнение (ст.433, 434 УПК РФ). Поскольку по этим делам обязательно производство предварительного следствия, то в случаях установления в ходе дознания указанных обстоятельств, уголовное дело должно быть направлено прокурору для определения подследственности (ст. 149 УПК РФ) и передачи следователю.

Дознание по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними с 1 июля 2002 года (с момента вступления в действие УПК РФ) должно производиться в общем порядке с учетом дополнительных требований, предъявляемых гл. 50 УПК РФ (Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних).

Но поскольку при расследовании указанной категории дел, в силу требований п.2 ч.1 ст.

421 УПК РФ необходимо выяснение уровня психического развития и иные особенности личности несовершеннолетнего, для чего требуется производство судебной психиатрической экспертизы, и выяснение таких обстоятельств не укладывается в сроки, отведенные законом для производства дознания, производится предварительное следствие.

Таким образом, в соответствии с действующим УПК РФ дознание можно определить как упрощенную форму предварительного расследованияпреступлений небольшой и средней тяжести по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц только при налчии письменного указания прокурора, в уголовно-процессуальном порядке, по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления, с целью защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

– субъект, его осуществляющий может быть дознавателем, а не следователем

– правовой статус данного субъекта (дознаватель не облада­ет процессуальной самостоятельностью);

-первоначальный срок (20 суток)

– дознание заканчивается составлением обвинительного акта, содержание которого регламентируется ст. 225 УПК)

обвинительного акта:

1. Дата и место его составления

2. Должность и фамилия лица, его составившего

3. Данные о лице, привлекаемом в качестве обвиняемого

4. Обстоятельства преступления и др. обст-ва, имеющие значение для дела.

5. В обвинительном акте формулируется обвинение с указанием пункта, части, статьи УК, предусматривающей данное преступление, приводится перечень доказательств обвинения и защиты, смягчающие и отягчающие обстоятельства, данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда, а также список лиц, подлежащих вызову в суд.

С момента составления обвинительного акта лицо приобретает процессуальное положение обвиняемого.

Обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и направляется вместе с материалами дела прокурору.

В течение двух суток прокурор рассматривает поступившее с обвинительным актом уголовное дело и принимает одно из следующих решений:

1. об утверждении ОА и направлении дела в суд

2. о возвращении УД для производства дополнительного дознания либо пересоставления ОА , при этом он может продлить срок дознания, но не более чем на 10 суток

3. прекратить уголовное дело по основаниям, предусмотренным ст. 24-28.

Общие условия предварительного расследования — это установленные УПК (гл. 10 УПК) правовые требования, определяющие порядок производства предварительного расследования,основанный на принципах уголовного процесса и выражающий собой наиболее важные и специфические черты предварительного расследования как самостоятельной стадии уголовного процесса.

Общими условиями они названы потому, что содержат в себе требования, регламентирующие единый и обязательный для всех органов, ведущих расследование, порядок.

Будучи связаны между собой, они обеспечивают всестороннее, полное, объективное и своевременное расследование преступлений, соблюдение законных прав и интересов граждан.

Общие условия не допускают ни малейшего отступления от содержащихся в них требований. К системе общих условий предварительного расследования, закрепленных в главе десятой УПК, относятся правила:

1) подследственность;

2) полномочия следователя;

3) своевременное начало производства предварительного расследования;

4) соблюдение места и сроков производства предварительного расследования;

5) участие общественности в раскрытии и расследовании преступлений;

6) соединение и выделение уголовных дел;

7) обязательность удовлетворения ходатайств, имеющих значение для дела;

8) участие специалиста, переводчика и понятых;

9) об обеспечении прав заинтересованных лиц, участвующих в стадии предварительного расследования;

10) недопустимость разглашения данных предварительного расследования;

11) меры по выявлению и устранению причин и условий, способствовавших преступлению;

12) применение научно-технических средств при предварительном расследовании;

13) процессуальные акты предварительного расследования и порядок их оформления;

14) этика предварительного расследования.

следователь – должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК.

В соответствии со ст. 38 Уголовно-процессуального кодекса следователь уполномочен:

· возбуждать уголовное дело в порядке, установленном УПК;

· принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности;

· самостоятельно направлять ход расследования, принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа;

· давать органу дознания в случаях и порядке, установленных УПК, обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

· обжаловать с согласия руководителя следственного органа, решение прокурора, об отмене постановления о возбуждении уголовного дела, о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков;

· осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК.

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

следователь по ходатайству подозреваемого, обвиняемого или по собственной инициативе вправе признать доказательство недопустимым. Оно не подлежит включению в обвинительное заключение (обвинительный акт).

В случае возникновения права на реабилитацию не позднее одного месяца со дня поступления требования о возмещении имущественного вреда следователь определяет его размер и выносит постановление о производстве выплат в возмещение этого вреда (ст. 135 Уголовно-процессуального кодекса).

Следователь является непредвзятым, незаинтересованным участником уголовного процесса (в противном случае он подлежит отводу – ст.

62 УПК РФ), то есть он объективно, беспристрастно исследует все обстоятельства уголовного дела, собирает доказательства не с целью подтверждения во что бы то ни стало подозрения, а чтобы разобраться в деле, во всех его обстоятельствах, дать им правильную оценку; и результатом такого исследования должен быть вывод, дающий основание либо направить дело прокурору, а затем – и в суд, либо прекратить его, либо приостановить.

⇐ Предыдущая22232425262728293031Следующая ⇒

Date: 2015-08-15; view: 536; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/4-100720.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.