Что такое выявление преступления

Выявление и расследование преступлений – понятие и этапы развития

Что такое выявление преступления

Выявить преступле­ние – значит, обнаружить (установитъ,  зафиксировать, обозначить и т.д.) действие или бездействие, событие, содержащее признаки, характеризующие его как преступление, т.е. действие (бездействие, событие), которое в уголовном законе (УК) описывается (квалифицируется) в качестве преступного.

Нередко выявление факта, содержащего признаки преступле­ния, не требует особых усилий.

О нем становится известно как бы само собою: о его происшествии сообщают люди или организации, ко­торые потерпели негативные последствия от чьих-то вредоносных действий (подожжен и сгорел дом, похищено или повреждено имуще­ство, причинены телесные повреждения или нанесен какой-то иной вред здоровью, лишенжизни знакомый или близкий человек, угнан автомобиль и т д.).

В этих случаях факт совершения преступления считается выявленным с того момента, когда о нем узнает от заинте­ресованных лиц соответствующий государственный орган (чаще все­го это милиция) и после проверки полученной информации убедит­ся, что событие состоялось.

И это должно быть зарегистрировано в установленном порядке, что может послужить основанием для про­изводства в дальнейшем деятельности, именуемой расследованием.

Однако во многих случаях факт совершения преступления тща­тельно скрывается и для его выявления требуются усилия компе­тентных органов. Чтобы выявить, скажем, банковские махинации или махинации иных коммерческих организаций, причиняющие ущерб своим ничего не подозревающим вкладчикам или потребителям, нужно проводить требующую большого напряжения и высококвали­фицированную работу.

Не меньшего напряжения требует также определение судьбы внезапно исчезнувшего человека, установление изощренно скрываемых шпионских акций и т.д.

Втаких случаях выявление признаков преступления требует от тех, ктоэтим зани­мается, специальной подготовки, технической оснащенности и хоро­шо продуманной организации.

Оно протекает как, система добротно спланированных действий, которые на определенном этапе трансформируются в расследование факта, содержащего признаки преступления.

Такие действия в зависимости от конкретных обстоятельств содержания выявляемых фактов могут называться по-разному — разведывательными, контрразведывательными, а чаще всего — оперативно-розыскными, поскольку последние (их содержание будет охарактеризовано несколько ниже в данном и следующем параграфах настоящей главы учебника) имеют обычно дело с подавляющим большинством совершаемых преступлений.

Выявление преступления необязательно предшествует его расследованию. Сравнительно часто по ходу уже идущего расследования одного преступления обнаруживаются факты, свидетельствующие о других преступлениях. В таких случаях совсем невозможно четко отграничить выявление действий, содержащих признаки преступления, отихрасследования.

Выявление преступления – это установление факта, фиксирование действия или бездействия, которое содержит признаки преступления.

К содержанию книги:   Правоохранительные органы

Правоохранительные органы  Налоговая полиция

Обращения в правоохранительные органыОбращения в правоохранительные органы. Наряду со специализированными природоохранными органами существуют правоохранительные органы, www.bibliotekar.ruwww.bibliotekar.ru/ecologicheskoe-pravo-1/55.htm
Налоговая полиция призвана выявлять, предупреждать и пресе 2) налоговый – осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, таможенные и иные правоохранительные органы … зав. кафедрой финансов, www.bibliotekar.ruwww.bibliotekar.ru/administrativnoe-pravo-6/252.htm
Органы государственной власти Российской Федерации Правоохранительные органы – это специализированные государственные структуры, назначением которых является охрана прав и свобод граждан, bibliotekar.rubibliotekar.ru/osnovy-prava-1/107.htm
Функции Российского государства. Под функциями государства г) правоохранительные органы – прокуратура, министерство внутренних дел , полиция, милиция, таможенные органы, нотариат. Каждый орган наделен

Источник: http://www.bibliotekar.ru/pravoohranitelnye-organy/147.htm

Выявление преступления это

Что такое выявление преступления

Нередко выявление факта, содержащего признаки преступле­ния, не требует особых усилий.

О нем становится известно как бы само собою: о его происшествии сообщают люди или организации, ко­торые потерпели негативные последствия от чьих-то вредоносных действий (подожжен и сгорел дом, похищено или повреждено имуще­ство, причинены телесные повреждения или нанесен какой-то иной вред здоровью, лишен жизни знакомый или близкий человек, угнан автомобиль и т д.). В этих случаях факт совершения преступления считается выявленным с того момента, когда о нем узнает от заинте­ресованных лиц соответствующий государственный орган (чаще все­го это милиция) и после проверки полученной информации убедит­ся, что событие состоялось. И это должно быть зарегистрировано в установленном порядке, что может послужить основанием для про­изводства в дальнейшем деятельности, именуемой расследованием.

Нередко выявление факта, содержащего признаки преступления, не требует особых усилий.

О нем становится известно как бы само собою: о его происшествии сообщают люди или организации, которые потерпели негативные последствия от чьих-то вредоносных действий (подожжен и сгорел дом, похищено или повреждено имущество, причинены телесные повреждения или нанесен какой-то иной вред здоровью, лишен жизни знакомый или близкий человек, угнан автомобиль и т. д.). В этих случаях факт совершения преступления считается выявленным с того момента, когда о нем узнает от заинтересованных лиц соответствующий государственный орган (чаще всего это милиция) и после проверки полученной информации убедится, что событие состоялось. И это должно быть зарегистрировано в установленном порядке, что может послужить основанием для производства в дальнейшем деятельности, именуемой расследованием.

Глава VII

Оперативно-розыскная деятельность призвана помогать деятельности по расследованию преступлений. Собранные в ходе оперативно-розыскной деятельности сведения не являются доказательствами по уголовному делу. Оперативно-розыскная деятельность лишь помогает определять направления, в которых возможен поиск доказательств.

Задачами дознания и предварительного следствия являются установле­ние обстоятельств совершения преступления и изобличение виновных лиц, то есть сбор доказательств для последующего рассмотрения уго­ловного дела в суде.

Между собой указанные виды деятельности разли­чаются органами, их осуществляющими, сроками производства, набо­ром процессуальных полномочий.

Рекомендуем прочесть:  Гк рф статья31

Правоохранительные органы

Общие их черты заключаются в следующем: они выполняют одни и те же задачи применительно к различным видам уголовных преступлений; обязаны возбудить уголовное дело в пределах своей компетенции при наличии признаков преступления; осуществляют свою деятельность на основе единого уголовно-процессуального законодательства; уполномочены производить в принципе одинаковые следственные действия с целью выявления, фиксации, проверки и оценки доказательств.

Органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, являются следующие оперативные подразделения: органов ВД (милиция); ФСБ; Госнаркоконтроля; Фе­деральной таможенной службы; Фе­деральной службы исполнения наказаний; Федеральной службы охраны РФ; Службы внешней разведки; органов внешней разведки Министерства обороны.

Изация выявления и расследования преступлений

Оперативно-розыскная деятельность тесно (см. § 2 данной главы учебника) связана с деятельностью по расследованию преступ­лений.

Закон об оперативно-розыскной деятельности определяет ее как деятельность, осуществляемую гласно и негласно оперативны­ми подразделениями государственных органов в пределах их пол­номочий путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собствен­ности обеспечения безопасности общества и государства от преступ­ных посягательств.

Организация выявления и расследования преступлений

Центральный аппарат Следственного комитета РФ возглавляет Председатель Следственного комитета, у которого имеется Первый заместитель и еще 7 заместителей. Один из заместителей Председателя Следственного комитета одновременно является руководителем Главного военного следственного управления.

Выявление и расследование преступлений

Наибольший объем в процессуальной деятельности органов дознания занимает производство предварительного расследования в форме дознания. Оно представляет собой определенную совокупность предусмотренных законом действий и решений органа дознания по уголовному делу. Процессуальные акты органа дознания имеют такое же юридическое значение, как и акты следователя.

Общие положения организации выявления и расследования преступлений

1.

Выявление и расследование преступлений — это деятельность специально уполномоченных государственных органов по получению сведений о действии или бездействии, могущих иметь признаки преступления, установлению события и состава преступления, изобличению виновных в его совершении лиц, принятию мер по возмещению причиненного преступлением ущерба, выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Электронная библиотека

О совершенных и готовящихся преступлениях сообщается в заявлениях и письмах граждан, сообщениях предприятий, учреждений, публикациях в печати либо о них становится из­вестно при непосредственном обнаружении фактов преступ­ных деяний органами, наделенными правом выявлять и воз­буждать уголовные дела.

Понятие органов, осуществляющих выявление и расследование преступлений

Подследственность можно определить как систему указанных в законе юридических признаков уголовного дела и характеристик органов расследования, в совокупности позволяющих определить орган, в компетенцию которого входит расследование конкретного уголовного дела.

Органы выявления и расследования преступлений РФ — это органы предварительного расследования, которыми осуществляется уголовно-процессуальная и оперативно-розыскная деятельность. Уголовно-процессуальная деятельность состоит из проверки заявления (сообщения) о преступлении, предварительного расследования и исполнения поручений (указаний) следователя.

Выявление преступлений

проверять в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма полученную при проведении обязательного контроля информацию об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, в том числе получать необходимые разъяснения по представленной информации;

Учебник: Правоохранительные органы

Поиски оптимальной организации предварительного следствия привели к тому, что в июне 1920 г. III Всероссийский съезд деятелей советской юстиции принял решение о целесообразности образования самостоятельного аппарата предварительного следствия, замене следственных комиссий единоличными следователями. И уже в октябре 1920 г.

Положением о народном суде РСФСР были введены должности избиравшихся губернскими исполкомами Советов народных следователей, которые состояли при советах народных судей, а также должности следователей по важнейшим делам при губернских отделах и Наркомате юстиции. Следователи наделялись широкими полномочиями.

В осуществлении следствия им содействовали милиция и уголовный розыск, которые действовали в этих случаях по указаниям и под руководством следователя.

Выявление и расследование преступлений: понятие и этапы развития

Поиски оптимальной организации предварительного следствия привели к тому, что в июне 1920 г. III Всероссийский съезд деятелей советской юстиции принял решение о целесообразности образо­вания самостоятельного аппарата предварительного следствия, за­мене следственных комиссий единоличными следователями. И уже в октябре 1920 г.

Положением о народном суде РСФСР были введены должности избиравшихся губернскими исполкомами Советов народных следователей, которые состояли при советах народных судей, а также должности следователей по важнейшим делам при губернских отделах и Наркомате юстиции. Следователи наделялись широкими полномочиями.

В осуществлении следствияимсодействовали милиция и уголовный розыск, которые действовали в этих слу­чаях по указаниям и под руководством следователя.

Источник: https://russianjurist.ru/avto/vyyavlenie-prestupleniya-eto

Глава VII. Выявление и расследование преступлений

Что такое выявление преступления

Вопрос 37,,  Общие положения организации выявления и расследования преступлений

/. Понятие выявления и расследования

преступлений 2.  Оперативно-розыскная деятельность, дознание и

предварительное следствие

1.

Выявление и расследование преступлений – это деятельность специально уполномоченных государственных органов по получению сведений о действии или бездействии, могущих иметь признаки преступления, ус­тановлению события и состава преступления, изобличению виновных в его совершении лиц, принятию мер по возмещению причиненного преступлением ущерба, выявлению причин и условий, способствовав­ших совершению преступления.

Указанная деятельность осуществляется в строгом соответствии с зако­ном.

Выявление преступления может произойти в ходе оперативно-розыскных мероприятий, производства дознания, предварительного следствия, иной

деятельности, по расследование преступлений может производиться только в формах дознания или предварительного следствия и в строгом соот­ветствии с нормами УПК РФ.

?, Оперативно-розыскная деятельность – это деятельность, осуществляе­мая гласно и негласно оперативными подразделениями государствен­ных органов путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственнос­ти, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.

Оперативно-розыскная деятельность призвана помогать деятельности по расследованию преступлений. Собранные в ходе оперативно-розыскной деятельности сведения не являются доказательствами по уголовному делу. Оперативно-розыскная деятельность лишь помогает определять направления, в которых возможен поиск доказательств.

Задачами дознания и предварительного следствия являются установле­ние обстоятельств совершения преступления и изобличение виновных лиц, то есть сбор доказательств для последующего рассмотрения уго­ловного дела в суде.

Между собой указанные виды деятельности разли­чаются органами, их осуществляющими, сроками производства, набо­ром процессуальных полномочий.

Вопрос 38.  Оперативно-розыскная деятельность

1.

   Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность

2.   Задачи оперативно-розыскной деятельности

3.   Полномочия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность

4.   Отличительные черты оперативно-розыскной деятельности

5.    Частная детективная и охранная деятельность

1.

Оперативно-розыскную деятельность осуществляют оперативные под­разделения:

«   органов внутренних дел РФ;

•   органов федеральной службы безопасности;

•   федеральных органов налоговой полиции;

•   федеральных органов государственной охраны;

•   органов пограничной службы РФ;

•   таможенных органов РФ;

•   службы внешней разведки РФ;

•   органа внешней разведки Министерства обороны РФ;

•   органа внешней разведки Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ;

•   Минюста России.

2   Задачи оперативно-розыскной деятельности:

•   выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений; выявление лиц, их совершивших;

•   розыск лиц, скрывающихся от следствия, суда или отбывания наказа­ния, а также без вести пропавших лиц;

•   сбор информации о различных правонарушениях и незаконной деятель­ности.

3.   При осуществлении оперативно-розыскной деятельности указанные выше органы вправе.

•   производить опрос;

•   наводить справки;

•   обследовать помещения, здания и сооружения, участки местности, транспортные средства;

•   прослушивать телефонные и иные переговоры;

•   производить оперативное внедрение;

•   производить сбор образцов для сравнительного исследования, конт­рольные закупки;

•   осуществлять иные действия.

4.   Отличительные черты оперативно-розыскной деятельности:

•   собранная в ее ходе информация не является доказательствами по уго­ловному делу;

•   оперативно-розыскная деятельность производится в строгом соответ­ствии с требованиями закона (но не УПК РФ, а Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”);

•   оперативно-розыскная деятельность осуществляется соответствующими органами самостоятельно либо по поручению органов предварительно­го расследования;

•   на совершение определенных оперативно-розыскных мероприятий тре­буется санкция прокурора или решение суда;

•   оперативно-розыскная деятельность в отличие от предварительного рас­следования может проводиться и до возбуждения уголовного дела.

5.  Частная детективная и охранная деятельность – это оказание детекти­вами, имеющими соответствующую лицензию органов внутренних дел, на возмездной договорной основе услуг юридическим и физическим лицам для обеспечения их прав и интересов.

Характерные черты частной детективной и охранной деятельности:

V  на частных детективов не распространяется статус работников правоох­ранительных органов;

•   частный детектив обязан в течение суток со дня начала сбора сведений, представляющих интерес для производства конкретного уголовного дела, уведомить об этом лицо, проводящее по этому делу дознание или предва­рительное следствие, или суд, если дело находится на его рассмотрении;

•   частный детектив обязан сообщить правоохранительным органам став­шие ему известными при выполнении своей работы сведения о совер­шенных или готовящихся преступлениях.

Вопрос 39,   Милиция и другие органы дознания

7.  Органы дознания

2.  Дознаватель

3.   Милиция

1.

Органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные пол­номочия. К органам дознания относятся:

•   органы внутренних дел РФ, иные органы исполнительной власти, на­деленные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной де­ятельности;

•   органы налоговой полиции;

•   органы пограничной службы РФ;

•   органы Службы судебных приставов Минюста России;

•   таможенные органы РФ;

•   органы Государственной противопожарной службы;

•   прокуратура;

•   командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреж­дений или гарнизонов.

На органы дознания возлагаются:

•  дознание по уголовным делам, по которым производство предваритель­ного следствия необязательно;

•   выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно. Выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

•   капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, -по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

•   руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, – по уголовным делам о преступлени­ях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

98

99

•   глав дипломатических представительств и консульских учреждений РФ -по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах терри­торий данных представительств и учреждений.

2.  Дознаватель – это должностное лицо органа дознания, правомочное осу­ществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Полномочия по проведению доз­нания не могут быть возложены на лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Дознаватель уполномочен:

•   самостоятельно производить следственные и иные процессуальные дей­ствия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;

•   осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом он вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору.

3.   Милиция в РФ – система государственных органов исполнительной вла­сти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применения мер принуждения в пределах, установленных законом.

Милиция входит в структуру Министерства внутренних дел РФ. Ее чис­ленность определяется Правительством РФ. Милиция содержится за счет федерального бюджета. Органы местного самоуправления вправе допол­нительно увеличивать численность подразделений местной милиции с содержанием их за счет средств собственных бюджетов. Разновидности милиции:

•   криминальная милиция призвана: предупреждать, пресекать и раскры­вать преступления по делам, по которым обязательно проведение пред­варительного следствия; разыскивать лиц, скрывающихся от предвари­тельного расследования, суда или исполнения наказания, без вести пропавших, и иных лиц. Криминальная милиция состоит из оператив­ных подразделений (уголовного розыска, борьбы с незаконным оборо­том наркотиков и т. п.); научно-технических и иных подразделений;

•   милиция общественной безопасности (местная милиция), призванная обес­печивать охрану личной безопасности граждан, общественного порядка и общественной безопасности, предупреждать и пресекать преступле­ния и административные правонарушения, раскрывать преступления, по которым производство предварительного следствия не обязательно. Местная милиция включает в себя дежурные части, участковых инс­пекторов, подразделения патрульно-постовой службы, Государствен­ной автоинспекции, подразделений дознания и т. п.

100

Вопрос 40.   Предварительное следствие

/.   Органы предварительного следствия

2.   Неотложные следственные действия

3.   Правовое положение следователей

\, Предварительное расследование производится в форме предваритель­ного следствия либо в форме дознания. Производство предварительного следствия обязательно по всем уголовным делам, за исключением дел о преступлениях небольшой и средней тяжести.

Расследование в форме дознания по этим делам заключается в том, что орган дознания, возбу­див уголовное дело и руководствуясь правилами производства предва­рительного расследования, самостоятельно, без передачи дела следова­телю, устанавливает все обстоятельства дела и завершает расследование.

Материалы такого дознания являются основанием для рассмотрения уголовного дела в суде. Предварительное следствие производится:

•   следователями прокуратуры;

•   следователями органов Федеральной службы безопасности;

•   следователями органов внутренних дел РФ;

•   следователями органов налоговой полиции.

Предварительное расследование производится по месту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

В случае необходимости производства следственных или розыскных действий в другом месте следователь вправе произвести их лично либо поручить производство соответственно следователю или органу дознания, который обязан вы­полнить поручение в срок не позднее 10 суток. Если преступление было начато в одном месте, а окончено в другом месте, то уголовное дело расследуется по месту окончания преступления.

Если преступления совершены в разных местах, то по решению проку­рора уголовное дело расследуется по месту совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них.

Предварительное расследование может производиться по месту нахож­дения обвиняемого или большинства свидетелей в целях обеспечения его полноты, объективности и соблюдения процессуальных сроков. 2.

  Неотложные следственные действия осуществляются органом дозна­ния после возбуждения уголовного дела, по которому производство пред­варительного следствия обязательно.

Цель таких действий – обнаруже­ние и фиксация следов преступления, доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. Неотложные следственные действия производят:

•   органы дознания (органы внутренних дел, налоговой полиции);

•   органы Федеральной службы безопасности,

101

«/  таможенные органы;

•   командиры воинских частей и соединений, начальники военных уч­реждений и гарнизонов;

•   начальники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ;

•   иные должностные лица, которым предоставлены полномочия органов дознания.

После производства неотложных следственных действий и не позднее 10 суток со дня возбуждения уголовного дела орган дознания направля­ет уголовное дело прокурору.

В случае направления прокурору уголовно­го дела, по которому не обнаружено лицо, совершившее преступление, орган дознания обязан принимать розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, уведомляя следователя об их результатах. 3. Правовое положение следователя.

•   следователь процессуально независим;

I/ он вправе давать соответствующим органам указания о производстве оперативно-розыскных мероприятий; изымать у органов дознания и при­нимать к своему производству до истечения срока дознания дела, по которым обязательно производство предварительного следствия;

•   следователь самостоятельно принимает решения, связанные с произ­водством предварительного следствия, в определенных случаях (арест, обыск и т. п.) получая санкцию прокурора на совершение определен­ных следственных действий;

•   следователь выполняет указания прокурора, касающиеся производства предварительного следствия; однако если указания касаются привлече­ния конкретного лица в качестве обвиняемого, прекращения произ­водства по делу или некоторых других определенных в законе вопросов, то следователь вправе передать вышестоящему прокурору в письменном виде свои возражения с указаниями прокурора.

Для координации работы следователей в соответствующих органах со­здаются следственные аппараты.

Требования, предъявляемые к кандидатам на должности следователей: у'  гражданство РФ;

•   часто высшее юридическое или специальное образование,

•   соответствующие профессиональные и нравственные качества;

•   способность по состоянию здоровья выполнять обязанности следователя. Следователи имеют соответствующие должностные наименования, классные чины (прокуратура), специальные звания (органы внутрен­них дел и федеральные органы налоговой полиции), воинские звания (Федераль пая служба безопасности и военная прокуратура).

102

1,

1.

• • • 3.

Источник: http://www.adhdportal.com/book_2729_chapter_8_Glava_VII._Vyjavlenie_i_rassledovanie_prestuplenijj.html

Преступлений

Что такое выявление преступления

Тема 8. Органы, занимающиеся выявлением и расследованием

1. Понятие выявление и расследования преступлений

Выявление преступления – это установление факта, фиксирование действия или бездей­ствия, которое содержит признаки пре­ступления. Как правило, выявление преступления не требует особых усилий.

Однако нередко факт совершения преступления скрывается (банковские махинации, неуплата налогов). В таких случаях для выявления преступления требуются особые действия, которые называются оперативно-розыскными. Они дают «материал» для возбуждения и дальнейшего расследования дела.

Расследование – это деятель­ность особых органов по установлению события преступления, сбору доказательств виновности лица, его изобличению и розыску. Оно заканчивается составлением обвинитель­ного заключения, которое вместе со всеми материалами дела через надзирающего прокурора направляется в суд.

Предварительное расследование подразделяется на две фор­мы: дознание и предварительное следствие.

Общие их черты заключаются в следующем:

1. Они решают одинаковые задачи, производят одинаковые следствен­ные действия с целью выявления и фиксации дока­зательств (только применительно к различным видам преступ­лений), их акты имеют одинаковую юридическую силу.

2. Осуществляют свою дея­тельность на основе единого законодатель­ства.

Отличаются формы расследования следующим:

1. Они осуществляются разными органами и должностными лицами.

2. Они используются в отношении разных категорий преступлений:

§ Дознание – только в отношении преступле­ний небольшой и средней тяжести (с наказанием не более 5-ти лет лишения свободы), и только тех, в момент выявления которых было известно совершившее данное преступление лицо.

§ Следствие – в отношении тяжких и особо тяжких преступле­ний.

3. Дознание отличается:

§ Сжатостью срока расследования (20 суток от возбуждения до прокурора).

§ Некото­рым упрощением его процесса.

§ Определенной подчиненностью органам предварительного следствия.

2. Органы оперативно-розыскной деятельности и их компетенция

Органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, являются следующие оперативные подразделения: органов ВД (милиция); ФСБ; Госнаркоконтроля; Фе­деральной таможенной службы; Фе­деральной службы исполнения наказаний; Федеральной службы охраны РФ; Службы внешней разведки; органов внешней разведки Министерства обороны.

Задачами органов ОРД считаются:

1. Выявление, предупреж­дение, пресечение и раскрытие преступлений.

2. Осуще­ствление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших.

3. Добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или эко­логической безопасности РФ.

В перечень оперативно-розыскных мероприятий входит: опрос граждан; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; исследование предметов и документов; наблюдение.

Соответственно этому перечню определяются права органов ОРД.

Оперативно-розыскные действия проводятся соответствующими органами:

1. Самостоятельно.

2. По поручениям и указаниям следова­телей и органов дознания.

Надзор за законностью производства этих действий возложен на прокуроров соответствующих уровней. Прокурор рассматривает:

1. Необходимость проведения дополнительных оператив­ных мероприятий.

2. Наряду с судом дает разрешение на проведение ряда оперативно-розыскных действий.

3. Вместе со следователем определяет степень и пределы использования результатов оперативно-розыскной деятельности.

Отличия органов ОРД от органов дознания и предварительного следствия проводят по сле­дующим основаниям:

По правовой базе их производства.

По времени производства.

По результатам.

3. Органы дознания и их компетенция

Органами дознания являются:

1) Органы исполнительной власти, осуществляющие ОРД.

2) Высшие чины судебных приставов.

3) Органы Государственной противопожарной службы.

4) Командиры воинских частей, соединений, гарнизонов.

Сферы, в которых допускается деятельность этих органов по вы­явлению и расследованию преступлений, во избежание ненужного дублирования четко разграничи­ваются. Каждый из этих органов расследует дела в своей отрасли.

Органы дознания при расследовании уголовных дел осуществляют две группы действий:

1. Собственно дознание – чаще всего.

2. Неотложные следственные действия, которые производят органы дознания в отношении уголовного дела, для которого обяза­тельно не собственно дознание, а именно предварительное следствие. Такие действия дознаватели производят в особых случаях: например, выявились новые обстоятельства дела, по ходу дознания обнаружилось новое преступление, не успел приехать следователь и т.д.

Дознание и неотложные следственные действия осуществляют:

1. Непосредственно дознаватели.

2. Иные должностные лица:

§ капитаны морских и речных судов, находящихся в дальнем пла­вании, — по делам о преступлениях, совершенных на дан­ных судах;

§ руководители геологоразведочных зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, — по делам, совершенны на этих зи­мовках;

§ главы дипломатических представительств и консульств РФ — по делам, совершенных в пределах их территорий.

4. Органы предварительного следствия и их компетенция

Предварительное следствие осуществляют: следователи проку­ратуры, органов ВД, ФСБ, госнаркоконтроля, а в исключительных случаях – начальники следственных отделов и прокуроры.

Следователи прокуратуры расследуют дела:

1. О посягательстве на жизнь, здоровье и конституционные права человека.

2. О посягательстве на высших должностных лиц государства (судей, прокуроров, следователей прокура­туры, должностных лиц ОВД и др.).

3. О посягательстве на порядок исполнения обязанностей прокурора по службе.

Следователи ФСБ расследуют дела:

1. О наиболее опасных преступлениях против государственного строя и обществен­ной.

2. О терроризме и пре­ступлениях, связанных с организованной преступнос­тью и коррупцией.

Следователи органов госнаркоконтроля расследуют дела о преступлениях в сфе­ре незаконного оборота наркотиков и психотропных ве­ществ.

Следователи органов ВД (прежде всего милиции) расследуют все остальные дела: против собственности во всех ее формах, обще­ственного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств, системы налогообложения и т. д.

Полномочия следователя. Следователь са­мостоятельно принимает большинство решений, связанных с производством. Он вправе да­вать органам дознания указания о проведении опера­тивно-розыскных мероприятий по делу. Постановления следователя по делу обязательны для всех предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.

Источник: https://studopedia.su/1_23802_prestupleniy.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.