Функции органов предварительного расследования

Функции предварительного следствия

Функции органов предварительного расследования

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 4Следующая ⇒

Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, Федеральной службы безопасности и Федеральной службы налоговой полиции.

Задачи органов предварительного следствия: бы­строе и полное раскрытие преступлений; изобличение виновных; обеспечение правильного применения закона с тем, чтобы каждый совершивший преступ­ление был подвергнут справедливому наказанию и ни один невиновный не был привлечен к уголовной ответственности и осужден.

Следователь – должностное лицо соответствующего ведомства, специаль­но назначаемое для расследования преступлений, которое является единст­венной осуществляемой им функцией.

Полномочия следователя: право принимать решение о направлении рас­следования уголовного дела, путем вынесения постановлений о совершении определенных процессуальных действий; производство всех следственных действий, предусмотренных УПК РФ, к числу которых относят допросы любых лиц, имеющих отношение к делу, очные ставки, осмотры и т.

д.; приме­нение принудительных процессуальных мер по отношению к различным субъ­ектам, участвующим в деле; принятие решения о привлечении лица в качест­ве обвиняемого; принятие решения о применении к обвиняемому меры пресе­чения; принятие решения об окончании предварительного следствия; право производить не только следственные, но и розыскные действия, которые на­правлены на поиск, установление места пребывания обвиняемого для после­дующего его вызова, задержания и т.д.; право поручать местным органам доз­нания производство следственных и розыскных действий; привлечение орга­нов дознания к производству отдельных следственных действий, которые про­водит он лично.

Следователь несет полную ответственность за законное и своевременное производство следственных действий.

Прокурор, осуществляя надзор за точным исполнением законов следова­телями, может отменять принятые ими решения и давать обязательные для исполнения указания.

Следователь вправе давать органам дознания поручения и указания о про­изводстве следственных и розыскных действий, требовать от органов дозна­ния содействия при производстве следственных действий. Такие поручения и указания обязательны для исполнения.

Следователь обязан осуществлять расследование объективно, выявлять как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, прини­мать меры к обеспечению материального ущерба, устранению причин и усло­вий, способствовавших совершению преступления.

Расследование большинства уголовных дел, по которым обязательно про­изводство предварительного следствия, а именно: нанесение тяжких и менее тяжких телесных повреждений, кражи, грабежи, разбои, мошенничества и др. осуществляют следователи органов внутренних дел.

Дела об убийствах, изнасилованиях, получении взятки, а также все дела о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями, должно­стными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции, таможенных ор­ганов, учреждений органов уголовно-исполнительной системы расследуют следователи прокуратуры.

В составе прокуратуры имеется военная прокуратура, следователи которой расследуют дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Воору­женных Сил РФ; другими лицами, приравненными по своему правовому поло­жению к военнослужащим; сотрудниками ФСБ и Службы внешней разведки.

Следователи ФСБ безопасности и ее органов расследуют дела о таких преступлениях, как терроризм, шпионаж, контрабанда, угон воздушного, вод­ного судна или железнодорожного состава и др.

Следователи налоговой полиции расследуют дела об уклонении от уплаты налогов.

Компетенция следователей различных ведомств (подследственность) определена уголовно-процессуальным законом по предметному принципу (т. е. с учетом квалификации совершаемых преступных деяний).

В то же время следователи прокуратуры помимо дел о преступлениях, отнесенных к их исключительной подследственности, наделены также правом производства предварительного следствия и по делам, подследственным следователям следственных подразделений при органах внутренних дел, федеральных служб безопасности и налоговой полиции.

Следователи – уполномоченные государством должностные лица, кото­рые призваны в соответствии с законом устанавливать событие преступле­ния, заниматься розыском и изобличением виновного (виновных) в совер­шении преступления, принимать меры по возмещению причиненного пре­ступлением ущерба, устранению причин и условий совершенного преступ­ления, предупреждению совершения новых преступных деяний. Для вы­полнения этого следователи наделены специальными полномочиями, пере­чень которых дан в УПК. И если следователем собраны доказательства виновности лица в совершенном преступлении, то он, изложив свои выводы в обвинительном заключении, направляет затем материалы уголовного дела через надзирающего прокурора в суд, который решает вопрос о виновности или невиновности лица в совершении преступления, а также о назначении виновному соответствующей меры наказания.

С учетом указанных полномочий следователя можно сделать вывод о важности его деятельности не только по осуществлению предварительного следствия по уголовным делам, но и созданию предпосылок для реализации судом предоставленной ему Конституцией РФ судебной власти. Именно от своевременных, квалифицированных и в соответствии с законом проведен­ных следственных действий во многом зависят законность, обоснованность и справедливость судебного приговора.

Согласно Закону о прокуратуре прокуратура осуществляет уголовное преследование и проводит расследование по делам о преступлениях, отнесенных законом к ее компетенции. В соответствии с этим же Законом прокурор вправе принять к своему производству или поручить подчинен­ному ему прокурору, следователю расследование любого преступления, предусмотренного УК РФ.

А также прокурору предоставлено право лично участвовать в производстве предварительного следствия и в необходимых случаях проводить отдельные следственные действия или же расследование в полном объеме по любому уголовному делу. В последних случаях, т. е.

при производстве предварительного следствия, прокурор в полном объеме пользуется правами следователя, одновременно сохраняя при этом за собой полномочия, предоставленные исключительно прокурору.

Все эти права, предоставленные прокурору, вытекают из полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов органами предварительно­го следствия и дознания.

К компетенции следователей прокуратуры относится расследование уголовных дел о наиболее тяжких преступлениях против жизни (различные виды убийств), о половых преступлениях, о должностных преступлениях и о некоторых иных преступных деяниях, перечисленных в ч. 3 ст.

126 УПК, а также по уголовным делам о преступлениях, совершенных судьями, прокурорами, следователями и должностными лицами органов внутренних дел, налоговой полиции и таможенных органов, и по уголовным делам о преступлениях, совершенных в отношении указанных лиц в связи с их служебной деятельностью.

В составе прокуратуры имеется военная прокуратура, следователи кото­рой расследуют уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации, а также призванными на сборы военнообязанными; военными строителями; другими лицами, приравненными по своему правовому положению к военнослужащим Вооруженных Сил, Федеральной службы безопасности и Службы внешней разведки Российской Федерации; лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с выполнением ими служебных обязанностей либо в расположении воинской части, учреждения, военного образовательного учреждения, предприятия или организации Вооруженных Сил.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации» правом производства предварительного следствия по уголовным делам, отнесенным уголовно-процессуальным законом к их компетенции, наделены следователи органов Фе­деральной службы безопасности. В соответствии с ч. 4 ст.

126 УПК следователи этих органов ведут предварительное следствие по делам о преступлениях, расследование которых отнесено к их ведению, а именно: об особо опасных государственных и некоторых иных государственных преступлениях, посягающих на безопасность Российской Федерации; о преступлениях против мира и безопасности человечества; а также о других преступлениях, борьба с которыми осуществляется органами Федеральной службы безопасности. Органы ФСБ в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотиков, терроризма, бандитизма и дру­гих преступлений, предварительное следствие и дознание по которым отне­сены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пре­сечению и раскрытию групп и сообществ, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конститу­ционного строя Российской Федерации.

На органы предварительного следствия в соответствии с уголовно-процессуальным законом возложены следующие задачи:

– быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение виновных;

– всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств уголовного дела;

– обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для после дующего их использования в процессе судебного разбирательства;

– обеспечение законности и обоснованности привлечения лиц в качестве обвиняемых;

– обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;

– установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлени­ем, определение его размера, принятие мер к обеспечению его возмещения;

– выявление причин и условий, способствовавших совершению престу­плений, и принятие мер по их устранению.

Осуществление предварительного следствия является основной, главной функцией следователей всех этих ведомств. Следователи не вправе произ­водить оперативно-розыскную деятельность.

В случае необходимости про­изводства оперативно-розыскных мероприятий по расследуемым ими уго­ловным делам они в соответствии с УПК и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» обязаны направить отдельное поручение об их проведении руководителям соответствующих органов.

Следователи наделены законом полномочиями по рассмотрению посту­пающих заявлений и сообщений о преступлениях.

Некоторые особенности в этой части касаются следователей прокуратуры, которые вправе рассмат­ривать и разрешать заявления и сообщения о преступлениях, если они: приняты ими непосредственно в отсутствие прокурора; имеют непосредст­венное отношение к находящимся в их производстве уголовным делам; получены ими вне пределов прокуратуры. В остальных случаях данная деятельность осуществляется прокурорами.

Правом осуществления предварительного следствия по уголовным де­лам наделены также руководители следственных подразделений при орга­нах внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности и феде­ральных органов налоговой полиции (п. 6а ст. 34, ст. 127 УПК РСФСР). При производстве предварительного следствия указанные должностные лица в соответствии с законом пользуются правами следователей.

⇐ Предыдущая1234Следующая ⇒

Date: 2015-07-25; view: 972; Нарушение авторских прав

Источник: https://mydocx.ru/3-76206.html

Задачи, функции и система органов предварительного следствия. Правоохранительные органы

Функции органов предварительного расследования

Предварительное следствие осуществляется следователями прокуратуры, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности и Федеральной службы налоговой полиции (ст. 125 УПК). В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов и прокуроры. В этом случае на них распространяются все полномочия следователя.

Круг дел, по которым обязательно производится предварительное следствие, установлен ст. 126 УПК. Там же определяется и подследственность конкретных дел следователям различной ведомственной принадлежности.

В то же время следователи прокуратуры помимо дел о преступлениях, отнесенных к их исключительной подследственности, наделены правом производства предварительного следствия и по делам, подследственным следователям органов внутренних дел, ФСБ и ФСНП.

Термины “органы предварительного следствия” и “следователи” -синонимы.

И если Уголовно-процессуальный кодекс использует только термин “следователь”, то в ведомственных нормативных актах и юридической литературе встречаются такие словосочетания, как: “следственный аппарат”, “следственное подразделение”, “следственные органы”, “орган следствия”,' “следственные работники” и другие. Что означают указанные термины? В каком соотношении они находятся с понятием “орган предварительного следствия”?

Следственный аппарат – более широкое понятие, чем орган предварительного следствия. Если последний – это только следователь, физическое лицо, то под следственным аппаратом подразумевается обычно соответствующее структурное образование, часть органа, учреждения, ведомства, в которые входят как следователи, так и их руководители.

Термины “следственный работник”, “орган следствия” уголовно-процессуальному законодательству не известны.

Следователи различных ведомств составляют систему органов предварительного следствия Российской Федерации.

На органы предварительного следствия (следователей) в соответствии с уголовно-процессуальным законом возложены следующие задачи:

– обнаружение преступлений, изобличение лиц, причастных к их совершению;

– всестороннее, полное и объективное исследование всех обстоятельств

дела;

– обнаружение и процессуальное закрепление доказательств для последующего их использования в процессе судебного разбирательства;

– обеспечение законности и обоснованности привлечения в качестве обвиняемых;

– обеспечение участия обвиняемого и других участников процесса в производстве по уголовному делу;

– установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятие мер к обеспечению его возмещения;

– выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Таким образом, следователь – должностное лицо органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, федеральных органов налоговой полиции и прокуратуры, управомоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу в пределах своей компетенции.

Закон наделяет следователя необходимыми полномочиями. Следователь самостоятельно принимает все решения, связанные с ходом расследования и производством следственных действий. Однако в предусмотренных законом случаях его решения приобретают законную силу лишь после получения им санкции или согласия прокурора на совершение определенных действий.

Помимо этого следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному делу в письменном виде (ст. 127 УПК).

Но закон предусматривает и возможность для следователя при несогласии с указаниями прокурора, касающимися привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления и объема обвинения, направления дела для предания обвиняемого суду или прекращения дела, передать дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.

При этом исполнение указаний прокурора приостанавливается. После проверки доводов следователя вышестоящий прокурор либо отменяет указания нижестоящего прокурора, с которым не согласен следователь, либо поручает дальнейшее следствие по делу другому следователю.

Следователь процессуально самостоятелен, его полномочия носят властный характер. Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные поручения о производстве следственных и оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве.

Он может в любой момент до истечения срока дознания принять к своему производству дело, по которому обязательно предварительное следствие, но которое возбуждено и расследуется органом дознания.

Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

В зависимости от места работы в структурном подразделении ведомства, в котором состоят следователи, их опыта работы и квалификации они подразделяются на следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам и старших следователей по особо важным делам. Для лучшей организации их работы в ведомственных подразделениях могут создаваться группы, отделения, отделы, части и управления.

Основное звено следственного аппарата прокуратуры составляют следователи городских, районных или межрайонных прокуратур. Назначение их на должность, перемещение и освобождение от должности осуществляет прокурор вышестоящей прокуратуры.

Следователи данных прокуратур в основном работают по зональной системе. В крупных городских прокуратурах следователи специализируются на расследовании уголовных дел определенной категории.

В прокуратурах субъектов Российской Федерации имеются следственные отделы, в составе которых состоят следователи по особо важным делам и старшие следователи, а также их помощники (ст. 15 закона о прокуратуре).

В следственный аппарат Генеральной прокуратуры Российской Федерации входят старшие следователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам и их помощники (ст. 14 закона о прокуратуре).

Соответствующие должности следователей имеются и в специализированных прокуратурах.

Высшим звеном следственного аппарата прокуратуры является следственное управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которое возглавляет работу по надзору и руководству следствием, разрабатывает вопросы организации следственной работы, тактики и методики расследования преступлений.

Аналогично построен и следственный аппарат органов военной прокуратуры.

В следственном аппарате Федеральной службы безопасности имеются должности следователей, старших следователей и следователей по особо важным делам.

Следственный аппарат Федеральной службы налоговой полиции построен аналогичным образом.

В системе органов внутренних дел следственный аппарат обладает автономным статусом. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации “О мерах по совершенствованию организации предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел РФ” от 23 ноября 1998 г.

№ 1433 органы предварительного следствия в системе МВД Российской Федерации возглавляет Следственный комитет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации. Он является органом, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

Этим указом утверждено положение об органах предварительного следствия в системе МВД Российской Федерации.

В органы предварительного следствия входят: Следственный комитет при МВД Российской Федерации; главные следственные управления (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов Российской Федерации; следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, округах, районах в городах, а также при органах внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.

Основными задачами органов предварительного следствия являются: обеспечение в пределах своих полномочий исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве; организационно-методическое руководство расследованием преступлений, прдследст-венных следователям органов внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии с возложенными задачами они осуществляют следующие основные функции: анализируют следственную практику, организацию и результаты деятельности следователей органов внутренних дел, разрабатывают и реализуют меры по повышению качества и сокращению сроков производства расследования; изучают, обобщают и рекомендуют к внедрению положительный опыт предварительного следствия, разрабатывают для использования на практике современные методики расследования отдельных видов преступлений; организуют взаимодействие следователей органов внутренних дел с органами, осуществляющими оперативно-розыскную, экспертно-криминалисти-чеокую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам; изучают правоприменительную практику следователей органов внутренних дел и осуществляют разработку предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации; обеспечивают эффективную кадровую политику, подбор, расстановку и воспитание следственных кадров, повышение их квалификации и профессионального мастерства; организуют рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.

Следственный комитет возглавляет заместитель Министра внутренних дел – начальник Следственного комитета, который назначается на должность и освобождается от нее Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Главные следственные управления (управления, отделы) при органах внутренних дел субъектов Российской Федерации, следственные управления (отделы) при управлениях внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, на особо важных и режимных объектах возглавляют соответственно заместители министров внутренних дел субъектов Российской Федерации, начальников главных управлений (управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации, начальники управлений внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, на особо важных и режимных объектах – начальники главных следственных управлений, управлений, отделов, которые назначаются на должность и освобождаются от нее Министром внутренних дел Российской Федерации по представлению начальника Следственного комитета.

Следственные управления (отделы, отделения, группы) при органах внутренних дел в районах, городах, районах в городах, в закрытых административно-территориальных образованиях, при линейных органах внутренних дел на железнодорожном, воздушном и водном транспорте возглавляют заместители начальников этих органов – начальники следственных управлений (отделов, отделений, групп), которые назначаются на должность и освобождаются от нее начальником вышестоящего органа внутренних дел по представлению начальника главного следственного управления (управления, отдела).

' Павлов Н.Е. Субъекты уголовного процесса. М., 1997. С. 23-25.

Источник: https://poisk-ru.ru/s7979t11.html

Задачи, функции и система органов предварительного следствия

Функции органов предварительного расследования

Действующий Уголовно-процессуальный кодекс РФ закрепляет традиционную для России смешанную форму уголовного процесса: инквизиционное (тайное и письменное) досудебное производство и состязательное (устное и гласное) судебное разбирательство.

Досудебное производство осуществляется в двух формах: предварительного следствия и дознания. Оно проводится по большинству уголовных дел (за исключением дел частного обвинения).

Под предварительным расследованиемследует понимать стадию (обособленную часть) уголовного судопроизводства, в которой органы предварительного следствия и дознания под надзором прокурора, ведомственным и судебным контролем устанавливают обстоятельства преступления, изобличают лиц, причастных к его совершению, формируют обвинение в целях осуществления правосудия по уголовным делам.

Проблема организации предвари­тельного следствия всегда остро стояла в российском государстве.

В ходе судебной реформы 1864 года следствие было отделено от полиции и передано в су­дебное ведомство, появились так называемые «судебные сле­дователи».

Конт­роль за деятельностью следователей возлагался на суды, которые вправе были прекращать производство след­ствия, направлять следователям со­ответствующие предписания, рас­сматривать жалобы на их действия и решения.

Следователи назначались на должность и увольнялись с нее министром юстиции по представлению губернатора с согла­сия губернского прокурора. Они обладали всем комплексом императивных полномочий в рас­крытии и расследовании преступле­ний, в том числе и по применению мер процессуального принуждения.

Дек­ретом о суде № 1 от 22 ноября (5 декабря) 1917 года дореволюционный институт судебных сле­дователей был упразднен, а их полномочия переданы след­ственным комиссиям, действовавшим в составе трех человек. Контроль за ними возлагался на судебные органы.

Однако уже в июне 1920 года было принято решение об упразднении коллегиальности на предварительном следствии и о предоставлении следователям процессуальной самостоятельности.

С образованием в мае 1922 года органов прокуратуры в ее состав в качестве самостоятельного структурного подразделения включается следственный аппарат.

Начиная с 1928 года прокуратура приобретает монопольное право на производство предварительного следствия по всем без исключения уго­ловным делам.

6 апре­ля 1963 года право производства предварительного следствия было предоставлено органам внут­ренних дел.

Впоследствии право производства предварительного следствия получили органы Федеральной службы безопасности и Федеральной службы налоговой полиции (была образована в июне 1993 года и упразднена 1 июля 2003 года).

В настоящее время предварительноеследствие производитсяследователями:

1) Следственного комитета Российской Федерации;

2) Следственного департамента МВД России;

3) Следственного управления ФСБ России;

4) Следственного департамента ФСКН России.

Все следователи имеют одинаковое правовое положение (полномочия) и различаются лишь компетенцией.

Наиболее широкой компетенцией наделены следователи Следственного комитета РФ (они расследуют, в частности, уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях против личности, налоговые преступления и др.

) и следователи органов внутренних дел. На долю последних приходится расследование более 75% всех уголовных дел.

Правом производства предварительного следствия закон наделил также и руководителя следственного органа. В этом случае он пользуется правами следователя.

Следователь и руководитель следственного органа имеют собственную компетенцию и вправе самостоятельно принимать решения, действуя автономно как друг от друга, так и от других участников уголовного судопроизводства.

Их взаимоотношения урегулированы только УПК РФ и сводятся к возможности руководителя следственного органа контролировать процессуальную деятельность следователя, пользуясь при этом строго определенными правами.

Руководитель следственного органа – это должностное лицо, возглавляющее соответствующее следственное подразделение, а также его заместители. Его правовое положение определено в статье 39 УПК РФ.

В соответствии с ней руководитель следственного органа уполномочен: поручать производство следствия следователю либо нескольким следователям,а также изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи; отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия;

Руководитель следственного органа вправе принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме. При этом он обладает полномочиями следователя (или руководителя следственной группы).

Руководитель следственного органа осуществляет ведомственный контроль за процессуальной деятельностью следователей, которые подчинены ему по службе.

В этом случае он вправе: проверять материалы уголовного дела; давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении в качестве обвиняемого, избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, квалификации преступления и объеме обвинения; давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы; отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ; отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа; продлевать срок предварительного расследования; утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу; возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; а также осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа, за некоторым исключением, могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа.

Следователь обладает процессуальной самостоятельностью, которая выражается в праве представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом обжалование указаний приостанавливает их исполнение.

Руководитель следственного органа рассматривает требования прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, а также письменные возражения следователя на указанные требования и дает следователю письменные указания об исполнении указанных требований либо информирует прокурора о несогласии с его требованиями.

Следователь является должностным лицом, уполномоченным в пределах предоставленной ему компетенции осуществлять предварительное следствие по уголовному делу.

Согласно статье 38 УПК РФ следователь, в частности, уполномочен: возбуждать уголовное дело; принимать уголовное дело к своему производству или передавать его руководителю следственного органа для направления по подследственности; самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий за исключением случаев, когда требуется получение судебного решения или согласия руководителя следственного органа; давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, о производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, аресте, производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении.

В случае несогласия с требованиями прокурора об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, следователь обязан представить свои письменные возражения руководителю следственного органа, который информирует об этом прокурора.

Таким образом, на следователя в соответствии с уголовно-процессуальным законом возложены следующие задачи:

– обнаружение преступлений и изобличение лиц, причастных к их совершению;

– собирание, проверка и оценка доказательств в целях установления всех обстоятельств дела;

– обеспечение законности и обоснованности привлечения лиц, причастных к совершению преступления, в качестве обвиняемых;

– обеспечение участия обвиняемого и других участников уголовного судопроизводства в производстве по уголовному делу;

– установление наличия или отсутствия ущерба, причиненного преступлением, определение его размера, принятие мер к обеспечению его возмещения;

– выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений, и принятие мер по их устранению.

Рассматривая функции следователя, необходимо обратить внимание, что если по УПК РСФСР 1960 года на него была возложена одна обязанность – производство предварительного следствия, то в настоящее время следователь вправе самостоятельно проводить дознание.

В зависимости от места работы в структурном подразделении ведомства, в котором состоят следователи, опыта работы и квалификации они подразделяются на следователей, старших следователей, следователей по особо важным делам и старших следователей по особо важным делам, следователей-криминалистов и старших следователей-криминалистов. Для лучшей организации их работы в ведомственных подразделениях могут создаваться группы, отделения, отделы, части и управления.

Предыдущая31323334353637383940414243444546Следующая

Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 6212; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/5-18133.html

19. Функции и компетенция органов предварительного расследования

Функции органов предварительного расследования

Предварительное расследование —вторая стадия уголовного процесса,следующая за стадией возбужденияуголовного дела.[1]Органыпредварительного расследования обязанывыяснить обстоятельства совершенногопреступления: личность обвиняемого;степень его вины; мотив преступления;размер причиненного ущерба; причины иусловия, способствующие совершениюпреступления и др. 

Предварительное расследованиеосуществляется в двух формах: а)предварительное следствие (в случаях,предусмотренных ч. 2, 4, 5, 6 ст., 151 УПК РФ);б) дознание (ч. 3 ст. 151 УПК РФ). Проводитсяпредвари­тельное расследованиеспециально уполномоченными должностнымилица­ми (следователями или дознавателями),состоящими на службе в органахпредварительного расследования.

Органы предварительного следствия

Расследование преступлений являетсяважнейшей частью уголовногосудопроизводства. Наиболее сложная иответственная форма расследованияпреступлений – предварительноеследствие, осуществляемое следователями.

Следователь – должностное лицосоответствующего правоохранительногооргана, уполномоченное осуществлятьпредварительное следствие по уголовномуделу, а так же иные полномочия всоответствии с Уголовно-процессуальнымкодексом РФ.

Следователь обязан принять всепредусмотренные законом меры длявсестороннего, полного и объективногоисследования обстоятельств дела,выявлять как уличающие, так и оправдывающиеобвиняемого, а также смягчающие иотягчающие его ответственностьобстоятельства.

В этих целях следовательрассматривает заявления о совершенныхпреступлениях, возбуждает с согласияпрокурора уголовные дела, устанавливаетналичие события преступления, собираетдоказательства виновности лиц, егосовершивших и выясняет другиеобстоятельства, необходимые дляправильного решения вопроса обответственности обвиняемых.

Всядеятельность следователя осуществляетсястрого в рамках, установленныхуголовно-процессуальным законом.

Уголовно-процессуальный кодекс РФконкретно определяет содержание всехследственных процедур: возбужденияуголовного дела, допросов свидетелейи потерпевших, порядок предъявленияобвинения, производства обыска, выемки,осмотра и освидетельствования, проведениянеобходимых экспертных исследованийи других.

Функции:

– обнаружение преступлений, изобличениелиц, причастных к их совершению;

– всестороннее, полное и объективноеисследование всех обстоятельств

дела;

– обнаружение и процессуальное закреплениедоказательств для последующего ихиспользования в процессе судебногоразбирательства;

– обеспечение законности и обоснованностипривлечения в качестве обвиняемых;

– обеспечение участия обвиняемого идругих участников процесса в производствепо уголовному делу;

– установление наличия или отсутствияущерба, причиненного преступлением,определение его размера, принятие мерк обеспечению его возмещения;

– выявление причин и условий,способствовавших совершению преступлений,и принятие мер по их устранению.

Органы дознания

Дознание является наиболее простойразновидностью (формой) расследованияпреступлений.

Под дознанием понимаетсясовокупность оперативно-розыскных ипроцессуальных (следственных) действий,осуществляемых специально управомоченнымина то административными органами идолжностными лицами в целях своевременногообнаружения и закрепления следовпреступления и установления лиц, егосовершивших, а также для предотвращенияи пресечения общественно опасногодеяния. Полномочия органа дознаниявозлагаются на дознавателя начальникоморгана дознания. Не допускается возложениеполномочий по проведению дознания нато лицо, которое производило илипроизводит по данному делуоперативно-розыскные мероприятия.

При производстве по уголовному делудознаватель уполномочен: 1) самостоятельнопроводить следственные и иныепроцессуальные действия и приниматьпроцессуальные решения, за исключениемслучаев, когда в соответствии с УПК наэто требуются согласие начальникаоргана дознания, санкция прокурора и(или) судебное решение; 2) осуществлятьиные полномочия, предусмотренные УПК(ч. 3 ст. 41 УПК) (о случаях, требующихсудебного решения и (или) санкциипрокурора, см. разд. 3.4, 3.5).

Функции:

рассмотрение и разрешение заявлений исообщений о преступлениях

дознание

производство следственных и розыскныхдействий по поручениям и указаниямследователей

оказание помощи следователям в проведенииими отдельных следственных действий

Расследование преступлений – общаяфункция органов предварительногорасследования

Различия между дознание и предварительнымследствием :

в составе органов

в методах работы(следователи в отличииот дознавателей не осуществляют ОРД)

в сроках расследования( следствие- 2месяца, дознание-15 дней)

в процессуальном режиме

в степени процессуальной самостоятельностии лиц, производящих дознание

Источник: https://studfile.net/preview/7708708/page:15/

Органы предварительного следствия

Функции органов предварительного расследования

Предварительное следствие в уголовном процессе РФ – это одна из форм предварительного расследования преступлений, которая подлежит осуществлению специализированными органами предварительного следствия – следователями Следственного комитета РФ, следователями ОВД, следователями органов федеральной службы безопасности.

Также, это деятельность, содержание  которой охватывает от начала и до конца стадию предварительного расследования.

Оно предназначено установить все обстоятельства по делу на досудебной стадии, которые подлежат доказыванию.

Именно предварительное следствие включило в себя максимум установленных законодательством гарантий, соблюдение комплекса прав и законных интересов личности на досудебной стадии уголовного судопроизводства.

Расследование преступлений признается основной функцией для органов предварительного следствия, содержание которой заключается в полном и быстром раскрытии преступлений, своевременном привлечении к ответственности всех лиц, которые виновны в их совершении, установлению предпосылок и условий, которые способствуют преступлениям, и принятию всех необходимых мер для их устранения.

Предварительное следствие может иметь место и по преступлениям, по которым в соответствие с действующим законодательством производство такового является необязательным. Следователь в этой ситуации имеет право преступить к уголовному судопроизводству, лишь в том случае, если это считают необходимым суд либо прокурор.  
Опиши задание

Следственный комитет как главный орган предварительного следствия

В ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» содержится определение Следственного комитета, включающее ряд его признаков как органа государства:

  • это федеральный государственный орган,  деятельность которого в пределах полномочий реализуется на всей российской территории
  • он реализует  полномочия  в  области уголовного судопроизводства  согласно   российскому законодательству.  

ФЗ «О Следственном комитете РФ» установил, что все руководство деятельностью созданного вновь следственного органа реализует Президент РФ.

В систему Следственного комитета входят:

  • непосредственно центральный аппарат комитета;
  • следственные главные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в т.ч. их подразделения по административным округам), а также приравненные к ним специализированные (в т.ч. военные) следственные отделы и следственные управления Следственного комитета;
  • следственные отделения и следственные отделы Следственного комитета по городам, районам и приравненные к ним, в т.ч. специализированные (в т.ч. военные) следственные подразделения комитета.

Следственный комитет РФ и подчиненные ему органы осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о наиболее тяжких преступлениях против личности (например, изнасилования, убийства) о налоговых преступлениях, тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних и др.

Основная задача  Следственного комитета – качественное расследование преступлений согласно подследственности, которая установлена уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Основные функции Следственного комитета:

  • обеспечение законности при проверке, регистрации, приеме донесений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, проведении предварительного расследования, а также принятие мер, которые направлены на защиту свобод и прав гражданина и человека, охраняемых законом интересов государства и общества;
  • обеспечение по уголовным делам досудебного производства;
  • выявление тех обстоятельств, которые способствуют совершению преступлений, и также введению мер по уничтожению этих обстоятельств;
  • осуществление и организация процессуальной проверки и контроля деятельности следственных нижестоящих органов Следственного комитета и их должностных лиц, управление имеющимися средствами и силами в интересах качественного и оперативного проведения предварительного следствия по уголовным делам;
  • разработка и внедрение в практику технико-криминалистических современных методик и средств расследования преступлений;
  • изучение, анализ и обобщение практики расследования преступлений, распространение опыта следственной работы;
  • ведение и формирование криминалистических учетов, баз данных информации;
  • осуществление и организация судебно-экспертной деятельности, взаимодействие с научно-исследовательскими и экспертными учреждениями;

Иные следственные органы

В России существуют также специализированные следственные органы Следственного комитета – военные следственные органы. Сверху по лестнице иерархии, находится Главное военное следственное управление, которое вошло в центральный аппарат Следственного комитета.

Главному военному следственному управлению подчиняются военные следственные управления по военным флотам и округам,  а также ракетным войскам стратегического назначения. Нижестоящим звеном являются военные следственные отделы по военным соединениям и гарнизонам.

Также в России имеются специализированные следственные отделы:  природоохранные следственные отделы и отделы на особо режимных объектах, которые формируются на правах районных отделов и обладают должными полномочиями.

В системе МВД Российской Федерации следственные органы  представлены Следственным департаментом МВД России и подвластными ему структурами.

Основными задачами Следственного департамента МВД России являются:

  • руководство деятельностью органов предварительного следствия в системе МВД России в целях обеспечения объективного, всестороннего и полного расследования
  • осуществление взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с выявлением, предупреждением и расследованием преступлений
  • расследование наиболее сложных, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений 

Следователи органов ФСБ России ведут предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях против государственной безопасности, против общественной безопасности, о ряде преступлений в сфере экономической деятельности и др.

Основными задачами Следственного департамента ФСИН России являются:

  • контроль и обеспечение деятельности территориальных следственных органов ФСКН России;
  • организация и производство предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях по контролю за оборотом наркотических и др.

Должностные лица всех этих органов непосредственно производят предварительное следствие по уголовным делам, отнесенным к их подследственности в соответствии с законом, а также выполняют иные полномочия.

Основными должностными лицами, наделенными полномочиями по осуществлению предварительного следствия, являются следователь и руководитель следственного органа.

Руководитель следственного органа – это должностное лицо, которое возглавляет соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

Следователь же является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по конкретному уголовному делу.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovnyj-protsess/organy-predvaritelnogo-sledstvija/

Органы предварительного следствия. Их задачи, полномочия и система

Функции органов предварительного расследования

Уголовно-процессуальный кодекс относит к органам предварительного следствия следователей Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности и ФСКН.

Задачи органов предварительного следствия в Российской Федерации

1. Задачами органов предварительного следствия в Российской Федерации являются:

а) организация предварительного следствия и производство предварительного следствия по уголовным делам в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

б) принятие в пределах своей компетенции по расследуемым уголовным делам мер обеспечения возмещения гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям ущерба, причиненного им в результате совершения преступлений;

в) принятие в пределах своей компетенции мер к восстановлению чести, достоинства и иных прав граждан, подвергнувшихся незаконному задержанию, аресту и привлечению к уголовной ответственности;

г) принятие в пределах своей компетенции по расследуемым уголовным делам мер к выявлению причин и условий, способствовавших совершению преступлений и мер к их устранению.

2. В соответствии с возложенными на них задачами органы предварительного следствия:

а) производят предварительное следствие по уголовным делам;

б) анализируют следственную практику, организацию и результаты деятельности следователей, разрабатывают и реализуют меры по повышению качества и сокращению сроков производства расследования;

в) изучают, обобщают и рекомендуют к внедрению положительный опыт предварительного следствия, разрабатывают для использования на практике современные методики расследования отдельных видов преступлений;

г) организуют взаимодействие следователей с органами, осуществляющими оперативно-разыскную, экспертно-криминалистическую деятельность, дознание, прокурорский надзор и судебный контроль по уголовным делам;

д) изучают правоприменительную практику следователей и осуществляют разработку предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации;

е) обеспечивают эффективную кадровую политику, подбор, расстановку и воспитание следственных кадров, повышение их квалификации и профессионального мастерства;

ж) организуют рассмотрение и разрешение в соответствии с законодательством Российской Федерации писем, жалоб и заявлений граждан, поступающих в связи с производством предварительного следствия по уголовным делам.

Систему органов предварительного следствия Российской Федерации составляют Федеральная служба расследований Российской Федерации, Следственные управления субъектов Российской Федерации, приравненные к ним специализированные следственные управления, городские и районные следственные отделы, другие территориальные и иные специализированные следственные отделы.

Органы дознания. Их задачи, полномочия и система

Органы дознания – это государственные органы и должностные лица, уполномоченные осуществлять дознание и другие процессуальные пол­номочия.

К органам дознания относятся:

– органы внутренних дел РФ, иные органы исполнительной власти, на­деленные полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной де­ятельности;

– органы налоговой полиции;

– органы пограничной службы РФ;

– органы Службы судебных приставов Минюста России;

– таможенные органы РФ;

– органы Государственной противопожарной службы;

– прокуратура;

– командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреж­дений или гарнизонов.

На органы дознания возлагаются:

– дознание по уголовным делам, по которым производство предваритель­ного следствия необязательно;

– выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Дознаватель – это должностное лицо органа дознания, правомочное осу­ществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Полномочия по проведению доз­нания не могут быть возложены на лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Дознаватель уполномочен:

– самостоятельно производить следственные и иные процессуальные дей­ствия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;

– осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. Указания прокурора и начальника органа дознания обязательны для дознавателя. При этом он вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора – вышестоящему прокурору.

Дознаватели подразделяются на штатных и внештатных.

Источник: https://studopedia.ru/4_49867_organi-predvaritelnogo-sledstviya-ih-zadachi-polnomochiya-i-sistema.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.