Структура постановления следователя

Из чего состоит постановление следователя

Структура постановления следователя

Прокуратура » Следствие » Из чего состоит постановление следователя

Постановление состоит из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной частей.

Во вводной части указываются:

дата, время, место составления;

должность, специальное звание, фамилия и инициалы следователя;

повод для возбуждения уголовного дела, фамилия заявителя (если это заявление), дата и номер регистрации его в Книге учета сообщений о преступлениях.

Описательно-мотивировочная часть содержит указание на основание возбуждения уголовного дела – достаточные данные, указывающие на признаки преступления.

В этой части описывается совершенное преступление с указанием места, даты и времени его совершения, общественно опасного деяния, общественно опасных последствий и причинно-следственной связи между деянием и последствиями.

Если известно лицо, совершившее преступление, то указываются его данные, а также характеристика субъективной стороны преступления (мотивы, цель, форма вины).

В целом, при составлении описательно-мотивировочной части необходимо опираться на содержание статьи 73 УПК РФ (обстоятельства, подлежащие доказыванию) и статьи УК РФ, предусматривающей ответственность за совершение данного преступления (для того, чтобы при описании преступления в постановлении использовать юридические термины, определенные законодателем в статье Уголовного кодекса).

После описания преступления указывается мотивировка принимаемого решения — указание на то, что имеются достаточные данные, свидетельствующие о наличии признаков преступления, предусмотренных конкретной статьей УК РФ (указываются пункт, часть, статья УК РФ).

Описательно-мотивировочная часть постановления оканчивается ссылками на статьи 140, 145, 146 (147), 156 УПК РФ, которые регламентируют основание и процессуальный порядок возбуждения уголовного дела.

В резолютивной части постановления содержатся несколько пунктов, в которых формулируются следующие решения:

о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного конкретной статьей УК РФ (указываются соответствующие пункты и части данной статьи);

о принятии уголовного дела к своему производству и начале расследования;

о направлении копии постановления надзирающему прокурору;

об уведомлении заявителя и лица, в отношении которого возбуждено уголовное дело, о принятом решении.

В конце резолютивной части постановления ставится подпись следователя.

Далее следуют отметки о том, что копия постановления направлена прокурору, а также о том, что о принятом решении сообщено заявителю и лицу, в отношении которого возбуждено уголовное дело.

План расследования

Форма и содержание плана не регламентированы Уголовно-процессуальным кодексом РФ. Следственной практикой разработана следующая структура и содержание плана расследования, который содержит:

дату возбуждения уголовного дела, номер уголовного дела;

краткие обстоятельства совершенного преступления;

рабочие версии, выдвинутые следователем по результатам проверки заявления о преступлении (данные версии выдвигаются на основе содержания протокола принятия устного заявления, объяснения, протокола осмотра места происшествия);

таблица, в которой перечисляются запланированные следственные и иные процессуальные действия (допросы потерпевшего, свидетеля, назначение экспертиз, направление поручения органу дознания и другие), проставляются даты их выполнения, указываются исполнители;

другие обстоятельства, имеющие своей целью систематизировать сведения по уголовному делу (работа с вещественными объектами, справочный материал и др.);

План расследования утверждается руководителем следственного органа. В случае если план совместный (следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий), в нем указываются оперативно-розыскные мероприятия, он согласовывается с руководителем следственного органа и утверждается начальником органа дознания.

Тема 3. Планирование, организация и производство процессуальных и следственных действий при расследовании конкретного вида преступления на первоначальном этапе

Занятие № 3.1 –6 часов

В соответствии с предлагаемой фабулой учебного уголовного дела, необходимо составить следующие процессуальные документы:

1. Протокол задержания подозреваемого Ляшко О.К. (приложение № 8).

2. Протокол допроса подозреваемого Ляшко О.К. (приложение № 9).

3. Протокол допроса свидетеля Иванова Е.П. (приложение № 10).

4. Ходатайство в суд об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу подозреваемого Ляшко О.К. (приложение № 11).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Отключите adBlock! и обновите страницу (F5)

очень нужно

Следователь (руководитель следственного органа, дознаватель)

Постановление о признании потерпевшей

В соответствии со ст.42 УПК РФ потерпевшим является физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации. Решение о признании потерпевшим оформляется постановлением дознавателя, следователя или суда.

Постановление состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной.

Во вводной части указываются: место и время составления постановления; кем (должность, звание, фамилия и инициалы следователя) и по какому делу вынесено постановление.

Если следователь выносит постановление о признании потерпевшим до привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого, то в описательной части постановления отмечается, что оно выносится по делу, возбужденному по признакам определенного преступления, предусмотренного соответствующей статьей УПК РФ.

В описательной части содержится краткое описание обстоятельств уголовного дела: например, нарушение авторских или смежных прав имело место в таком-то городе, тогда-то, там-то, кем нарушены эти права, в чем конкретно заключается нарушение этих прав, что послужило основанием для признания физического лица потерпевшим и т.д.

При этом в постановлении перечисляются уголовно-процессуальные действия, на основании которых принимается решение о вынесении данного постановления.

В резолютивной части формулируется решение следователя о признании конкретного гражданина (с указанием фамилии, имени и отчества) потерпевшим, с указанием номера уголовного дела, перечислением прав потерпевшего в уголовном процессе; при этом потерпевшему объявляется о принятом решении, и об этом он расписывается в данном протоколе. Копию постановления о признании потерпевшим следователь или дознаватель обязаны вручить потерпевшему, что подтверждается его подписью в постановлении с указанием получения копии.

Источник: https://prokuror-sledovatel.ru/sledstvie/iz-chego-sostoit-postanovlenie-sledovatelya

Статья 251. Требования к постановлению следователя, прокурора о проведении негласных следственных (розыскных) действий

Структура постановления следователя

Какие документы обязаны вручить Подозреваемому или Обвиняемому в совершении преступления? Существует целый ряд документов, которые дознаватель и следователь обязан вручить Подозреваемому или Обвиняемому по делу в силу прямого указания закона.

Разберемся со статусами лиц. Возникновение того или иного права напрямую зависит от статуса лица в уголовном деле.

Кто есть кто

  • Подозреваемый — лицо в отношении, которого возбуждено уголовное дело, либо оно задержано в порядке 91,92 УПК РФ, либо к нему применена мера пресечения, либо получено уведомление о подозрении в преступлении в порядке ст.223.1 УПК РФ
  • Обвиняемый – лицо в отношении которого вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого, вынесен обвинительный акт либо составлено обвинительное постановление. Список оснований по статусу лица ограничен УПК.

На практике, может быть так, что вручение обязательных документов промежуточного характера заканчивается постановкой подписей в протоколах и постановлениях самим подозреваемым напротив отметки копия получена, а вот на руки такие документы могут просто «забыть» выдать.

Постановление о возбуждении уголовного дела (ч.4.ст.146 УПК РФ ч.4. ст.46 УПК РФ)

Согласно пункту 1 части четвертой статьи 46 УПК РФ подозреваемый, во всяком случае, вправе знать, в чем он подозревается, и это право обеспечивается обязанностью дознавателя или следователя вручить ему копию постановления о возбуждении против него уголовного дела. (Определение Конституционного Суда РФ от 21.12.2004 N 467-О). Данное правило также действует и на лицо со статусом Обвиняемый. (п.1. ч.4 ст.47 УПК)

Однако, следует заметить, что вы не можете получить копию данного постановления если не обладаете статусом подозреваемого или обвиняемого по данному делу.

Например — постановление вынесено в отношении неустановленных лиц, а вас допрашивают «пока» в качестве «свидетеля» (зачем свидетелю адвокат можно прочитать тут.).

Право на получения копии постановления о возбуждении уголовного дела у вас возникнет с момента, когда вы получаете статус обвиняемого по делу или подозреваемого.

О чем статья упк?

Опираясь на статью закона, гражданин может четко понять, что именно входит в обязанности и права следователя.

В полномочия лица, занимающего указанную должность, входят процессы предварительного расследования дел, вынесение решений по делам, предоставление их компетентным органам.

Следователь не вправе в единоличном порядке принимать решения по достаточности доказательной базы, но при этом может делать выводы и решать вопросы по уголовному, административному делу, находящемуся в его производстве.

Изложение и основные положения

Полномочия следователя в уголовном процессе:

  1. Возбуждение уголовного дела в порядке, предусматриваемым действующим Кодексом.
  2. Определять в индивидуальном порядке ход ведения расследования, проведение тех или иных законных действий. Исключением могут являться только процедуры, на которые требуется разрешение руководителей, судебного органа.
  3. Принимать решения о проведении комплексных розыскных мероприятий, выдавать органам дознания поручения. Обязательным является письменный формат поручений с обязательным визированием личной подписью. Без документа органы дознания не имеют право предпринимать собственные действия.
  4. Решать меры по задержанию подозреваемого, привлекать к уголовной ответственности, выдавать решения об аресте, проведении прочих процессуальных действий.
  5. Присутствовать на судебных заседаниях.
  6. В письменной форме обжаловать решение, вынесенное прокурором, возвращать уголовные дела на доследование, отменять постановления о возбуждении, менять статью в уголовном деле или квалификацию действий подсудимого.
  7. Следователь по уголовным делам обязан следить за законностью проводимых процедур, контролировать ход дела, выявлять недочеты и требовать их устранения.

При выявлении противоречий действующему законодательству, должностное лицо обязано известить руководителя следственного отдела, направив возражения в письменном виде.

Существуют также определенные обязанности следователя в уголовном процессе:

  • Прием и проверка сообщений о готовящемся правонарушении.
  • Отказ в процессуальных действиях или возбуждении уголовного дела, его передача руководителю отдела (направление по подследственности).
  • Прием дела к собственному производству. Противоречия со ст. 149 УПК в части отсутствия полномочий о вынесении специального решения о принятии дел к производству разрешаются ст. 156 ч. 1 – дознаватель имеет право указать на принятие дела к собственному производству.
  • Заявление о самоотводе, если в силу вступают законные обстоятельства, исключающие возможность участия должностного лица в производстве дела. Например, если один из участников уголовного дела находится в родстве, прямой зависимости от лица, занимающего должность СО (следственный отдел).

Действующий Кодекс в части ст. 38 не дает прямого ответа на вопрос: что понимать под «направлением хода расследования», поэтому для разъяснения вопроса следует обращаться к ст. 39 УПК РФ.

Необходимость применения статьи УПК РФ

К статье обращаются при необходимости определить функции следователя в уголовном процессе. В соответствии со ст. 38 УПК РФ, должностное лицо имеет право предоставить суду ходатайство, определяющее меру пресечения, производство прочего действия для виновного. Однако все действия должны согласовываться с руководителем СО или соответствовать основаниям судебного решения.

Меры пресечения обвиняемого выбираются только в рамках полномочия следователя, на основании фактов. При подозрении на участие лица в совершении преступления, в силу вступают законодательные нормы по задержанию.

В отличие от органов дознания, следователь не имеет права предпринимать оперативно-розыскные мероприятия, но обладает рядом полномочий, недоступных компетенции дознавателя:

  1. Предпринимать действия и выдавать поручения, распоряжения о попечении детей, иждивенцев подозреваемого, обвиняемого.
  2. Осуществлять необходимые меры по неразглашению информации, деталей дела предварительного расследования.
  3. Контролировать обеспечение сохранности имущества подозреваемого, обвиняемого.
  4. Выявлять неисполнение обязанностей участников производства, отправлять протокол в суд с требованием наложения денежного взыскания на нарушителя.
  5. Определять необходимость проведения розыскных, оперативных мероприятий, доследование отдельных действий, выдавая поручения СО в письменном виде.

Следователь обладает большим кругом полномочий в отношении органов дознания, чем прокурор. Последний имеет право давать указания дознавателю только в части направления расследования, производства процессуального действия. А следователь может поручить как действия процессуального характера, так и оперативно-розыскные мероприятия, причем как дознавателю, так и органу дознания.

В части решений выделения из общего дела других уголовных дел в отдельное производство, следователь имеет право единолично решать необходимость процессуальных действий, в том числе на основании материалов с содержанием сведений о преступлениях, не связанных с тем, которое расследуется.

Обращение к ст. 38 УПК РФ производится и при необходимости приостановления, возобновления предварительных следственных мероприятий. Как и полное прекращение дела при отсутствии состава преступления, все это входит в круг полномочий должностного лица.

Основания для отвода следователя по уголовному делу

Источник: https://system-bryansk.ru/ugolovnyj-process/prinyatie-ugolovnogo-dela-k-proizvodstvu-sledovatelem.html

Понятие, структура и правила принятия постановления как процессуального документа

Структура постановления следователя

Процессуальный документ— это материальный объект, на котором зафиксированы сведения, имеющие значение для разрешения заявлений и сообщений о преступлениях и уголов­ного дела, надлежаще удостоверенный и приобщенный к мате­риалу или уголовному делу.

Все процессуальные документы могут быть классифициро­ваны по нескольким признакам.

По источникам происхождения:

1) специальные — составленные органом, ведущим уголов­
ный процесс;

2) общие — составленные и удостоверенные организациями,
должностными лицами и гражданами.

Любой документ, в котором содержатся сведения, имеющие значение для материала и уголовного дела, надлежащим обра­зом удостоверенный и приобщенный к материалу и уголовному делу, является процессуальным документом, независимо от того, кто его составил — орган, ведущий уголовный процесс, либо любое должностное лицо или гражданин. Процессуальны­ми документами могут быть заявления, сообщения, акты про­верок и ревизий, постановления, протоколы и т. д. Если доку­мент обладает признаками, предусмотренными ст. 96 УПК, то он в этом случае является вещественным доказательством.

По сфере происхождения:

1) составляемые на стадиях возбуждения уголовного дела и
предварительного расследования;

2) составляемые на судебных стадиях;

3) составляемые должностными лицами и гражданами вне
уголовно-процессуальной деятельности.

По содержанию информации:

1) являющиеся источниками доказательств;

2) иные документы.

Источниками доказательств являются документы, содержа­щие сведения, которыми устанавливаются обстоятельства, со­ставляющие предмет доказывания, предусмотренные ст. 89 УПК, а также причины и условия, способствовавшие совершению преступления. К ним относятся протоколы следственных дей­ствий и судебного заседания, акты, справки, характеристи­ки, бухгалтерские документы и другие.

К иным документам, не являющимся источниками доказательств, относятся про­токол разъяснения прав участнику уголовного процесса, про­токол ознакомления с уголовным делом, ходатайства, поста­новления и т. д.

При производстве по материалам и уголовным делам к про­цессуальным документам предъявляются следующие требо­вания:

1) они должны быть составлены в ходе производства процес­суальных действий или непосредственно после их окончания либо оформлены в течение установленного УПК срока;

2) они должны быть составлены по определенной УПК фор­ме и структуре;

3) их содержание должно быть точным и однозначным,не допускающим двойного толкования;

4) они не должны быть перегружены данными, не относя­щимися к материалу или уголовному делу;

5) в них должны быть по возможности дословно изложены показания свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняе­мых, имеющие значение для уголовного дела;

6) в них должны быть исключены при изложении показа­ний канцелярские выражения, штампы;

7) в них не должно быть выводов, основанных на специаль­ных знаниях;

8) они должны легко восприниматься, содержание должнобыть понятно всем лицам, подписавшим документ;

9) в них не должны вноситься сведения, унижающие честь и достоинство граждан;

10) оговорки и исправления в них должны быть сделаны своевременно и надлежащим образом удостоверены. Измене­ния, внесенные в документ, не должны затрагивать его сущест­ва, изменять смысл и значение этого документа;

11) текст в них должен быть логично изложен;

12) они должны быть краткими и грамотно написанными.

Верховный Суд Республики Беларусь в п. 11 своего поста­новления № 14 от 23 декабря 1999 г.

«О повышении культуры судебной деятельности и улучшении организации судебных процессов»104 обратил внимание нижестоящих судов на необхо­димость повысить уровень культуры составления судебных до­кументов, обеспечив их языковую и юридическую грамот­ность.

Как указано в постановлении, они должны быть логич­ными, соответствующими по содержанию и форме требованиям процессуального законодательства, составленными разборчивым почерком, аккуратно, с правильным расположением тек­ста. Судьям рекомендовано шире использовать машинописное (компьютерное) изготовление судебных документов.

Наиболее распространенными процессуальными документа­ми, составляемыми по материалам и уголовным делам, являют­ся постановления и протоколы.

Постановление— это процессуальный документ, в кото­ром оформляется решение органа, ведущего уголовный про­цесс. Все постановления имеют следующую структуру:

1) вводная часть, в которой указывается наименование по­становления; время и место его вынесения; должность; специа­льное звание (классный чин); фамилия должностного лица, со­ставившего его; в связи с чем постановление выносится;

2) описательная часть, в которой излагается то, что установ­лено, приводятся обоснование принимаемого решения, ссылкина уголовный и уголовно-процессуальный законы, другие зако­нодательные акты;

3) резолютивная часть, в которой дается формулировка
принимаемого решения.

Протокол— это процессуальный документ, в котором от­ражаются условия, ход и результаты следственных действий и судебного заседания либо процессуальные действия по выпол­нению требований закона. Протоколы составляются в соответ­ствии с требованиями ст. 193, 194, 308 и другими соответствую­щими статьями УПК.

Структура и содержание протоколов должны соответство­вать ст. 193, 194 и 308 УПК.

Протоколы составляются по следующей структуре:

1) вводная часть.

В ней указываются наименование прото­кола; место и дата производства следственного или другого про­цессуального действия, либо судебного заседания, время его на­чала и окончания; должность и фамилия лица, составившего протокол (наименование и состав суда и какое уголовное делорассматривается); фамилия, имя, отчество каждого лица, уча­ствующего в производстве следственного, другого процессуаль­ного действия или судебного заседания, а в необходимых случа­

ях и его адрес и другие данные о личности; разъясняются праваи обязанности участникам следственного действия или судебно­го заседания;

2) описательная часть. В ней излагаетсязначение для дела обстоятельства, а также заявления лиц, уча­ствовавших в производстве следственного, другого процессуа­
льного действия или судебного заседания;

3) 3) заключительная часть.

В ней отмечается, имеются ли за­мечания, подлежащие внесению в протокол (участникам судеб­ного заседания разъясняются порядок и срок обжалования при­говора, ознакомления с протоколом судебного заседания и по­дачи на него замечаний); удостоверяется протокол подписью участников следственного или другого процессуального дейст­вия (протокол судебного заседания — подписью председатель­ствующего и секретаря судебного заседания (секретаря судеб­ного заседания — помощника судьи)).

Кроме постановлений и протоколов, УПК предусматривает и другие процессуальные документы: приговоры, определения, протесты, поручения, указания, представления, повестки и т. д.

Источник: https://megaobuchalka.ru/12/33891.html

Постановление о назначении судебной экспертизы

Структура постановления следователя

Осуществляя производство по уголовному делу, исследования могут быть назначены, не только в процессе стадии предварительного расследования, но и в ходе судебного разбирательства, при рассмотрении дел судами всех инстанций. При предварительном расследовании изыскание назначает следователь, дознаватель в случае, если возникнет такая необходимость. Все эти моменты детально прописано в Уголовно-процессуальном Кодексе.

Иначе вещественные доказательства могут испортиться, снизиться или пропасть их доказательное значение, затянуться сроки производства по рассматриваемому делу.

Но, единственное следственное мероприятие, которое законом может быть проведено в редких случаях до того, как будет вынесено постановление о возбуждении уголовного дела, –  это осмотр места происшествия.

Для осуществления осмотра может быть привлечен специалист, производящий предварительные исследования объектов.

В таком случае не надо выносить постановление о назначении судебной экспертизы.

Как выносится постановление об экспертизе 

Эксперт предварительно исследует объекты на этапе возбуждения уголовного дела. Это способствует тому, что будут уточнены и выдвинуты оперативные и следственные версии, построено рациональное и результативное планирование расследования.

В определенных случаях без предварительного изыскания просто не обойтись, однако поскольку результаты такого мероприятия не являются доказательством в суде, его необходимо повторять в рамках судебного разбирательства, для чего выносится соответствующее постановление.

Фактически, одна и та же работа осуществляется дважды.

Независимая судебная экспертиза назначается по усмотрению следственных и судебных органов, кроме случаев, когда е проведение является обязательным, согласно действующему процессуальному законодательству.

Если подозреваемого необходимо поместить в медицинский или психиатрический или медицинский стационар, который не находится, субъектом, назначающим экспертизу, возбуждается ходатайство перед судом, так как только он имеет право выносить постановление о назначении независимой судебной экспертизы.

Признав необходимость приведения исследования по конкретному делу, субъектом, которым оно назначается, выносится обоснованное постановление. Это процессуальное обоснование для ее осуществления. В данном документе указываются:

Основания к назначению судебной экспертизы;

Вид и род судебного изыскания;

ФИО эксперта, наименование  учреждения судебной экспертизы, в которой будет производиться соответствующее изыскание;

Вопросы, которые ставятся перед экспертом;

Материалы, подлежащие исследованию и поступающие в распоряжение эксперта.

постановления о назначении экспертизы

Постановление о назначении судебной экспертизы состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной. Вводная часть содержит место и дату составления документа, кем он был составлен (должность, орган, фамилия служащего) и в рамках какого уголовного дела.

Описательная часть постановления в краткой форме излагает обстоятельства и фабулу дела, из-за чего возникает необходимость в специальных знаниях. Также могут указываться определенные особенности объекта, подлежащего судебной экспертизе (условия хранения объекта,  способные привести к его видоизменениям).

Эта часть постановления завершается ссылками на статьи процессуального законодательства, которые являются основание проведения судебной экспертизы.

Резолютивная часть постановления содержит разновидность и род проводимого изыскания, указываются вопросы, на которые должен дать ответы эксперт, Для этого требуются специальные знания в определенных областях.

Также определяется судебно-экспертное учреждение и эксперт специалист, который будет заниматься проведением изыскания.

Эта же часть содержит перечень материалов, которые передаются в распоряжении экспертной организации для проведения экспертизы.

Судебные исследования в рамках рассматриваемых уголовных дел обычно проводятся государственными экспертными учреждениями.

Следователь не ограничивается законом в выборе экспертной организации, но уже давно сформировалась практика проведения исследований экспертно-криминалистических подразделениях при органах внутренних дел.

Конечно, чтобы ускорить процессу проведения экспертизы, постановление о назначении судебной экспертизы может быть адресовано негосударственному центру судебной экспертизы.

Преимущество такого варианта заключается в том, что сроки проведения исследования значительно меньше, а качество выше, поскольку в их распоряжении находится более современное и точное исследовательское оборудование.

Нет четких ограничений по выбору экспертного учреждения.

При необходимости, участники судебного разбирательства могут предложить своего эксперта, обладающего соответствующей специализацией и всеми необходимыми подтверждающими документами.

Если было принято решение провести исследование в экспертном учреждении, тогда следователь направляет руководителю этой экспертной организации постановление о назначении независимой судебной экспертизы, а также материалы, которые требуются для ее производства.

Если же судебная экспертиза осуществляется вне экспертного учреждения, тогда постановление и требуемые материалы передаются непосредственно эксперту. Ему обязательно должны быть разъяснены его права и ответственность, предусмотренные процессуальным законодательством.

Закон наделяет правами назначить и проводить экспертизы только определенные должностные лица и органы, которые согласно действующему законодательству наделяются определенными правами и обязанностями, в рамках определенного судебного разбирательства. Каждая из сторон спора имеет право:

  • знакомиться с постановлением о назначении судебного исследования;
  • заявлять эксперту отвод или ходатайствовать о том, чтобы производством судебной экспертизы занималась  другая экспертная организация;
  • подавать ходатайство о привлечении в качестве эксперта указанное ими лица или о производстве судебного изыскания в определенном экспертном учреждении;
  • ходатайствовать о том, чтобы в постановление о назначении независимой судебной экспертизы были внесены дополнительные вопросы эксперту;
  • с разрешения следователя присутствовать при производстве экспертизы, давать разъяснения эксперту;
  • знакомиться с экспертным заключением или сообщением о том, что невозможно дать заключение, а еще с протоколом допроса эксперта.

Генеральный директор ООО “Центр инжиниринговых услуг и технической экспертизы” Пахоменков А.М.

Источник: https://SudExperts.ru/stati/stati-po-sudebnoj-ekspertize/postanovlenie-o-naznachenii-sudebnoj-ekspertizyi

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.