Уголовно правовые последствия акта о помиловании

56.Амнистия. Помилование. Судимость

Уголовно правовые последствия акта о помиловании

56.     Амнистия. Помилование. Судимость.

Статья 84. Амнистия

 1. Амнистия объявляется Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в отношении индивидуально не определенного круга лиц.

2. Актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности.

Лица, осужденные за совершение преступлений, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

 Статья 85. Помилование

1. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.

2. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Статья 86. Судимость

 1. Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость в соответствии с настоящим Кодексом учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

2. Лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым.

3. Судимость погашается:

а) в отношении лиц, условно осужденных, – по истечении испытательного срока;

б) в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, – по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания;

в) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, – по истечении трех лет после отбытия наказания;

г) в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, – по истечении шести лет после отбытия наказания;

д) в отношении лиц, осужденных за особо тяжкие преступления, – по истечении восьми лет после отбытия наказания.

4. Если осужденный в установленном законом порядке был досрочно освобожден от отбывания наказания или не отбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то срок погашения судимости исчисляется исходя из фактически отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания основного и дополнительного видов наказаний.

5. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости.

6. Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью.

Амнистия – вид освобождения от уголовной ответственности и наказания, объявляемый Государственной Думой Федерального Собрания РФ в отношении индивидуально не определенного круга лиц (ст. 84 УК РФ).

Правовые последствия акта амнистии:

• освобождение от уголовной ответственности;

• освобождение от наказания;

• сокращение наказания;

• замена наказания более мягким;

• освобождение от дополнительного наказания;

• снятие судимости.

Помилование – вид освобождения от наказания, осуществляемый Президентом РФ в отношении индивидуально определенного лица, осужденного за преступление (ст. 85 УК РФ).

Уголовно-правовые последствия акта помилования:

• освобождение от дальнейшего отбывания наказания;

• сокращение наказания;

• замена наказания более мягким видом;

• снятие судимости.

Судимость – уголовно-правовое последствие обвинительного приговора, определяющее особое правовое положение лица, признанного судом виновным в совершении преступления и осужденного к уголовному наказанию.

Значение:

— судимость учитывается в качестве отягчающего наказание обстоятельства (при рецидиве преступлений — п. «а» ч. 1 ст. 63 УК РФ);

— влечет за собой особый порядок назначения наказания при рецидиве преступлений (ст. 68 УК РФ);

— служит препятствием для освобождения лица от уголовной ответственности (ст. 75, 76 УК РФ);

— судимость за преступления определенной категории (тяжкие и особо тяжкие) увеличивает размер фактически отбытого осужденным срока для решения вопроса о его условно-досрочном освобождении (п. «б» и «в» ч. 3 ст. 79 УК РФ), а также вопроса о замене не отбытой части наказания более мягким видом наказания (ч. 2 ст. 80 УК РФ);

— судимость за преступление определенной тяжести (небольшой тяжести, средней тяжести, тяжкие или особо тяжкие) влияет на исчисление сроков давности обвинительного приговора (ч. 1 ст. 83 УК РФ);

— осуждение за преступление определенной категории влияет на

выбор судом вида исправительного учреждения для отбывания лицом

назначенного наказания (ст. 58 УК РФ).

Судимость – состояние не постоянное, а длящееся определенное время.

Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора в законную силу до момента погашения или снятия судимости.

Лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым. Уголовно-правовое значение судимости возникает для осужденного лишь при совершении им нового преступления.

Погашение судимости – автоматическое прекращение ее действия по истечении установленного уголовным законом срока без принятия решения суда по этому вопросу (ч. 3 ст. 86 УК РФ).

Снятие судимости – принятие специального решения судом по прекращению уголовно-правовых последствий наказания. Оно осуществляется по ходатайству осужденного после отбытия наказания до истечения срока погашения судимости.

Источник: https://alekssandr.jimdofree.com/%D1%83%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE-%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B0%D1%8F-%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8C/56-%D0%B0%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B8%D1%8F-%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/

Помилование в уголовном праве

Уголовно правовые последствия акта о помиловании

Внутренних причин, толкающих человека на совершение преступного деяния, не знает никто.

Каждый отдельно взятый случай строго индивидуален и бывают ситуации, когда какие-то детали уголовного делопроизводства были не приняты во внимание и судебным постановлением был вынесен неоправданно жесткий приговор.

Хороший уголовный адвокат, разобравшись в ситуации, поможет своему клиенту, своевременно подав апелляционную жалобу. В случаях, когда она не решила вопрос, может помочь только единоличное решение Президента о помиловании осужденного по уголовной статье.

Правовая сущность помилования

Под помилованием в юридической практике понимается акт, постановлением которого отменяется или смягчается наказание, установленное законным судебным приговором в отношении конкретного преступника.

В соответствии со смыслом ст.89 (п.В) Конституции России, право помиловать делегировано исключительно Президенту страны.

Акт о помиловании может быть вынесен только в отношении отдельно взятого осужденного, так как он является документом исключительного право применения и касается лишь гражданина, указанного в нем. Инициировать эту процедуру возможно лишь после вступления в силу судебного приговора.

Помилование в уголовном делопроизводстве

Практика помилования осужденного преступника существует с давних времен. Первое лицо государства во все времена имело право самоличного и коллегиального принятия решения, что тот или иной гражданин в силу его личных заслуг и государственной значимости может быть помилован или ему смягчается тяжесть наказания.

Порядок проведения помилования определяется правовыми нормами:

  • ст.85 Уголовно-процессуального кодекса России;
  • ст.50, ст.71 и ст.89 Конституции России;
  • ст.176 Уголовно-исполнительного кодекса России;
  • президентским указом за номером 1500 от 28 декабря 2001г.

В уголовном делопроизводстве помилование – это указ Президента России о частичном смягчении наказания или полном освобождении лица, осужденного по приговору суда.

Кроме того, указом можно только снять судимость, но нельзя отменить уже воплощенные по факту виды наказаний (взысканный штраф и т.п.).

Ввиду своей занятости Президент государства не может подробно вникать в детали каждого прошения о помиловании и изучать обстоятельства каждого преступного деяния, совершенного лицом, от имени которого подается прошение. По этой причине прежде чем оно попадет на подпись Президенту, прошение изучается:

  • в уголовной исполнительной инспекции, опекающей место заключения, лица, подавшего прошение;
  • руководством уголовно-исполнительного учреждения;
  • комиссией граждан административной единицы или образования;
  • местными органами власти, руководитель которой подает прошение о помиловании.

Адвокат в Санкт-Петербурге, обладая необходимым опытом и юридическим знаниями, сможет не только правильно составить прошение о помиловании, но и проследить все этапы его прохождения по соответствующим инстанциям.

Кто может подать прошение о помиловании

Право на подачу прошения имеет каждый осужденный, являющегося гражданином России вне зависимости от тяжести наказания. Решения о помиловании может приниматься только по каждому отдельно взятому лицу, подавшему прошение. Оно принимается лишь после рассмотрения всех обстоятельств и доказательной базы совершенного преступного деяния.

Прошение отклоняется если:

  • осужденный совершил преступное деяние во время прохождения испытательного срока по условному освобождению;
  • гражданин находится на свободе по условно-досрочному освобождению;
  • осужденный является неоднократным нарушителем порядка содержания;
  • гражданин освободился по амнистии;
  • гражданин уже был ранее помилован;
  • в отношении осужденного уже применялось смягчение тяжести наказания.

Различие и сходство между помилованием и амнистией

Для непосвященного в юридические тонкости человека разница между помилованием и амнистией незначительна или полностью отсутствует. В целом это понятно, так как обе предусматривают освобождение от отбывания наказания и представляют собой одно из средств внесудебного смягчения или отмены назначенного судом наказания.

Однако между этими двумя правовыми понятиями существуют отличия.

  • Действие амнистии распространяется одновременно на несколько осужденных, в то время как помилование касается только одного.
  • Помиловать можно лишь подавшего прошение осужденного, в то время как амнистия применяется к группе осужденных, независимо от желания каждого из них. Тем не менее каждый попавший по действие амнистии обязан подписать свое согласие с ней.
  • Помилование применятся только после изучения характеристики осужденного и обстоятельств дела. Под действие амнистии попадает круг осужденных, объединяемых категорией преступного деяния, видом или тяжестью наказания.
  • Помиловать может только первое лицо государства, в то время как амнистия назначается судебным учреждением.

Помилование является правовым актом, корректирующим практику исполнения наказаний за уголовное преступление в случаях, когда назначено неоправданно тяжелое наказание или, когда оно касается граждан, имеющих право на снисхождение. Это предопределяет избирательность процедуры помилования, амнистия же предполагает распространение решения на большое количество осужденных.

Кроме того, следует знать, что осужденный по рядовому преступному деянию скорее всего процедурой помилования воспользоваться не сможет, поскольку для этого должны быть очень веские и значимые причины.

Кто имеет в 2019 году право на подачу прошения о помиловании

Подать прошение Президенту имеет право любой осужденный–гражданин РФ, независимо от тяжести определенного судебным постановлением наказания. Также такое прошение могут подать родные, коллеги и друзья осужденного.

Однако такую инициативу в первую очередь должен проявить сам осужденный, подав на имя Президента соответствующее прошение, которое должен составить адвокат по уголовным делам, имеющий необходимую квалификацию и опыт. Если осужденный этого не делает, ходатайства близких, родственников, коллег и друзей рассматриваться не будут. Их прошения могут только прилагаться к ходатайству осужденного о помиловании.

Если по каким-либо причинам поданное осужденным прошение будет отклонено Президентом России, то повторное его рассмотрение возможно только через календарный год, кроме ситуаций, когда возникают весомые обстоятельства.

Сама по себе процедура помилования через прошение от осужденного достаточно длительная и сложная, но это реальная возможность получить смягчение или освобождение от наказания и пренебрегать ею не следует.

Источник: https://sstumanov.ru/pomilovanie-v-ugolovnom-prave/

Помилование, как освобождение от наказания – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП

Уголовно правовые последствия акта о помиловании
Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Уголовные дела – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП » Наказание » Помилование, как освобождение от наказания – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП Записаться на консультацию

Помилование, как освобождение от наказания – бесплатные ответы юристов онлайн

Опытный специалист, судебная практика ― более 16 лет. За время своей деятельности работал как с гражданами, так и с юридическими лицами. Разносторонняя практика позволяет взглянуть на любую проблему, в том числе в сфере уголовного права, с разных сторон.

Судебная практика

Настоящее призвание нашел в решении проблем уголовного права. Занимается адвокатской защитой уже несколько лет, выиграно более 3000 дел. К каждой ситуации подходит, как к уникальной, изучает все особенности, до мельчайших подробностей. Это и позволяет похвастаться столь высокой результативностью (около 98% процессов ― в пользу клиента).

Осужденные наделяются правом на помилование, которое закреплено в Конституции, а также УК и УПК РФ. Положения Конституции гласят, что право на прошение о помиловании или о смягчении назначенного уровня ответственности, имеет любой из заключенных. Основной закон государства также определил, что помилование осуществляет исключительно Президент РФ.

Являясь важнейшим отраслевым законодательным актом, УК содержит в себе нормы, которые уточняют процесс, в котором осуществляется помилование. Действие имеет индивидуальный характер, что означает его осуществление лишь в отношении определенного осужденного.

Акт помилования может освобождать лицо от отбывания срока ответственности, стать основанием для назначения сокращенного или более мягкого вида наказания. Лиц, которые отбыли наказания, но стали субъектами помилования, могут быть избавлены от правового последствия – судимости.

Прошение о помиловании относится к мерам поощрения лиц, которые осуждены и отбывают наказание. Использовать данное право могут лишь те осужденные, которые имеют положительные характеристики за время отбытия наказания.

Зачастую, право на помилование не предоставляется: лицам, которые осуждены за умышленное преступное деяние, при условии, что им назначено условное осуждение; осужденным, которые злостно нарушают порядок отбытия; тем лицам, которые были освобождены условно-досрочно; осужденным, которые ранее освобождались в результате амнистии или помилования; в отношении которых наказание уже было смягчено.

Обеспечение деятельности государства, связанной с помилованием, возложено на комиссию по вопросам помилования, которая функционирует в каждом отдельном государственном субъекте. Данный орган занимается подготовкой проектов, по которым, впоследствии, принимает решение Президент.

Субъектом помилования может выступать любое осужденное лицо, а равно и те люди, которые находятся в следственном изоляторе, привлечены к следственным действиям или судебному разбирательству.

Помимо самого осужденного, прошение о помиловании может исходить от его родственников или близких, а также от общественных организаций. Предъявить такое ходатайство осужденный может через администрацию учреждения, в котором он отбывает наказание.

Вместе с ходатайством подается пакет документов, которые необходимы для разрешения вопроса по существу. К ним могут быть отнесены документальные подтверждения возмещения ущерба, причиненного преступным деянием, справки о семейном статусе осужденного и других обстоятельствах, которые, по его мнению, должны быть приняты во внимание.

Документы, которые подаются осужденным, подлежат предварительному рассмотрению комиссией, действующей в том государственном субъекте, в котором происходит отбывание наказания. Заключение данного органа вместе с документами осужденного передаются на рассмотрение Президенту.

Признанные эксперты по статье 85 УК РФ

Разъяснения законодательства. Защита на следствии и в суде. Профессиональная оценка правовой перспективы.

Отличие помилования от амнистии

Под определением амнистии необходимо понимать государственный акт, цель которого заключается в смягчении наказания неопределенного круга лиц, являющихся субъектами преступлений.

Такой акт позволяет освобождать от ответственности осужденных, подсудимых и даже подозреваемых. Акт амнистии позволяет досрочно снять судимость тем лицам, которые наказание уже отбыли.

Вся полнота власти по применению процедуры амнистии, сосредоточена в руках главного законодательного органа – Госдумы, что полностью исключает возможность применения данных мер на уровне региональной власти.

В практике применения амнистия подразделилась на две группы. В первую, уголовно-правовую, вошли случаи смягчения наказания лица, которые объединены определенными критериями (степенью тяжести, возрастом и т.д.).

К группе политической амнистии относятся акты, касающиеся отказа государства от применения уголовных видов ответственности к лицам, совершившим преступления массового характера, в которых роль индивидуумов не могла иметь решающей роли (вооруженные мятежи и т.д.).

Помилование относится к исключительной компетенции Президента и выражается в освобождения конкретных лиц от наказания или его замене на более мягкое. Как средство проявления милосердия, амнистия и помилование, осуществляются в отношении уголовных правонарушителей.

Прошение о помиловании относится к конституционному праву осужденного, вне зависимости от меры его наказания. Основное отличие обоих понятий состоит в том, что помилование не может быть применимо к лицам, ответственность которых не определена судебным приговором.

Акт амнистии действует относительно неопределенного состава лиц, в то время, как помилование носит исключительно индивидуальные признаки.

Исходя из определений правовых явлений, можно отметить, что применение амнистии не требует наличия волевого критерия и желания лица, которое попадает под ее действие. Для помилования характерно наличие признака воли и желание, которое находит свое отражение в письменном ходатайстве, основанием которого является право на помилование.

Реализация процедуры амнистии осуществляется посредством деятельности правоохранительных и уголовно-исполнительных органов, что включает в себя подготовку пофамильного списка лиц, подпадающих под определенную категорию, а также вынесение постановлений об исполнении решений Госудумы, принявшей решение по вопросу амнистирования.

Для помилования характерно немедленное исполнение, не требующее создания дополнительной документации и проведения каких-либо процессуальных действий. Оба акта, порождающие правовые последствия не являются основанием реабилитации виновных и не оспаривают законность и правомерность вынесенных приговоров.

Обращение о помиловании. Образец

Право на помилование является конституционным. Им наделяются лица, в отношении которых имеется вступивший в силу приговор. Принятие решения о помиловании является прерогативой Президента.

Таким решением лицо может быть освобождено от отбывания неотбытого времени наказания, может быть проведено сокращение неотбытой его части, проведена замена наказания или его неотбытой части на более мягкое, снята судимость, выполнено освобождение заключенного от применения дополнительной ответственности, в том случае, если этот вид наказания еще не выполнен.

Прошение о помиловании, подготовленное осужденным, выражается в виде ходатайства. Образец ходатайства о помиловании не имеет строгой формы, в результате чего, осужденный произвольно может описать те обстоятельства, которые, по его мнению, являются основанием для его помилования.

Помимо самого ходатайства, необходимо приобщить и документы, которые свидетельствуют о наличии обстоятельств, которые изложены в прошении. Весь объем документации направляется через исправительное учреждение, в котором осужденный отбывает назначенный ему срок. О факте подачи ходатайства будет свидетельствовать штамп исправительного учреждения.

Документы, переданные в комиссию по вопросам помилования, передаются в 30-дневный срок главному должностному лицу субъекта федерации. К ним прилагается заключение, содержащее информацию о целесообразности применения такого акта и соответствующие рекомендации.

На протяжении 15 дней, а в некоторых случаях и 10-ти, со стороны губернатора должно поступить представление Президенту о целесообразности помилования конкретного лица, имеющего судимость.

Разрешение данного вопроса требует изучения и установления: характера и уровня общественной опасности деяния; характеристик поведения лица после осуждения; срока исполненной ответственности; фактов применения к осужденному актов амнистии, помилования или применения УДО в прошлом; факта возмещения ущерба, который был причинен деянием и иные обстоятельства, касающиеся личности осужденного.

№ 1 в официальном рейтинге адвокатов Москвы по уголовным делам

Решение о помиловании

Осужденные используют свое право на помилование путем предъявления соответствующего ходатайства. Прошение о помиловании подается в простой письменной форме и адресуется Президенту РФ, обладающему исключительным правом на принятия решений о помиловании конкретных лиц.

Принятию решения предшествует работа по изучению ходатайства и предоставленных осужденным документов, что осуществляется соответствующей комиссией. После того, как обращение осужденного будет изучено, комиссия выносит свои рекомендации относительно возможности помилования. Данные рекомендации ложатся в основу решения, принимаемого Президентом.

В результате помилования осужденный может быть освобожден от неотбытой части наказания, его ответственность может быть смягчена, может быть отменено дополнительное наказание, которое еще не выполнено или снята судимость.

Источник: https://advokat-malov.ru/nakazanie/pomilovanie.html

Понятие и уголовно-правовые последствия помилования

Уголовно правовые последствия акта о помиловании

Помилование как акт милосердия, прощения лица, совершившего преступление, выраженного в специальном распоряжении главы государства, с давних времён знакомо человеческому обществу.

Этот правовой институт, возникнув ещё в государствах древнего мира, был воспринят и на последующих этапах развития общества[148].

Институт помилования основывается на идее, что «преступник доступен чувству раскаяния, жалости, угрызения совести, а государство не может игнорировать эти проявления человеческой природы, не может забывать, что возбуждение раскаяния составляет одно из желаемых последствий уголовной кары»[149].

Институт помилования неоднозначно воспринимался представителями теории права, были противники и сторонники помилования. Противники применения помилования руководствовались разными причинами.

Первая категория – это принципиальные противники из числа защитников принципа возмездия, воздаяния равным за равное (например, Э Кант); вторая – это противники из утилитарных соображений, то есть те, которые признавали полезность института помилования, но возражали против него по причине слишком частых злоупотреблений при осуществлении помилования.

Характерно, что причиной этих злоупотреблений признавалось наличие целого ряда промежуточных инстанций и лиц, через которые проходят прошения осужденных. Значение отмеченных возражений было настолько велико, что право помилования было исключено из Французского революционного кодекса 1791 г., и потребовалось более 10 лет, чтобы восстановить это право.

Для Российской Империи, как и для сегодняшней России, эти опасения особо значимы в силу её огромной территории, когда осужденный находится за многие тысячи километров и в Москве вынуждены рассматривать не конкретного человека, а исключительно бумаги, составленные чиновниками.

Следует отметить, что эти последние возражения против помилования вполне устранимы путем более четкой регламентации процесса осуществления помилования. При устранении возможностей для злоупотреблений помилование может быть признано «не только целесообразным, но и справедливым дополнением карательного права»[150].

В истории становления института помилования можно выделить три варианта применения этого акта милосердия. Первый – это indulgentia, т. е. неприменение предусмотренного законом уголовного наказания к лицу, признанному виновным в установленном законом порядке.

Этот вариант помилования применялся по инициативе суда, который через министра юстиции ходатайствовал перед главой государства о помиловании подсудимого, вовлеченного в преступление несчастным для него стечением обстоятельств.

Законодатель исходил из того, что суд мог с наибольшей верностью осветить особенности вины подсудимого и несоответствие законной меры наказания с совершённым преступлением. При этом суд имел право предложить и конкретную меру видимого им наказания.

Такой подход, по нашему мнению, представляет собой прообраз комплекса решений, принимаемых впоследствии комиссиями по вопросам помилования.

Второй вид помилования, менее всего применявшийся на практике во многих государствах – это abolitio, т. е. отказ от уголовного преследования или прекращение начатого уголовного преследования.

Имелись в виду ситуации, когда, благодаря особенностям данного деяния, даже само привлечение к ответственности, предание суду было бы страданием, превышающим меру действительной вины. Инициатором помилования являлись органы обвинения.

В некоторых государствах этот вид помилования применялся только при обвинениях в маловажных преступлениях, а в некоторых – применялось только прекращение уголовного преследования как вид помилования. В данном случае инициатива могла исходить от тюремной администрации.

К ходатайствам самих осуждённых требовалось относиться с осмотрительностью и принимать их только при наличии уважительных причин.

Третий вид помилования – это restitutio, т. е. прекращение или видоизменение отбываемого наказания. Этот вид помилования представлял собой и представляет в настоящее время только чрезвычайные случаи изменения отбываемого наказания, выходящие за пределы прав администрации тюрем или суда.

Право помилования, как правило, принадлежало главе государства, однако имели и имеют место и исключения, которые сохранились и до сих пор.

Так, в Германии по делам, подсудным Reichsgericht (Верховный суд Германии), помилование осуществлял император, а в вольных городах (например, Гамбург, Бремен) это право принадлежало сенатам, за преступления небольшой тяжести оно было делегировано главам отдельных земель.

В США право помилования кроме президента принадлежит и губернаторам штатов. В Российской Империи право помилования преступников принадлежало исключительно главе государства (императору)[151].

Новая политическая власть, установившаяся в России с 1917 года, внесла изменения в правовое регулирование и практику применения помилования. На первом этапе (с 1917-го по 1920 г.) право помилования предоставлялось судебным органам. В соответствии со ст.32 Декрета ВЦИК «О суде» от 7 марта 1918 г.

всем лицам, осуждённым по приговору суда, предоставлялось право просить о помиловании местный народный суд по месту жительства просителя. Помилование мог применить и суд, рассматривавший конкретное дело. Параллельно с судом правом помилования обладал ВЦИК Советов, а с 1920 г. оно стало его исключительной прерогативой. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г.

не содержал специальной нормы, посвященной определению сущности помилования, лишь в ст. 24, а также в ст. 56 УК помилование называлось наряду с другими основаниями освобождения осуждённого от дальнейшего отбывании наказания или смягчения его. Помилование в этот период было отнесено к компетенции Президиума Верховного Совета СССР (п. 11 ст.

121 Конституции СССР) и Президиумов Верховных Советов Союзных республик. Применение помилования было чрезвычайно ограничено, с прошением о помиловании обращались лица, осужденные к высшей мере наказания (расстрелу). Это обращение рассматривала специальная комиссия, в которую входили руководители силовых структур.

В 1990 году порядок принятия решения о помиловании был изменен: при Президенте СССР, а затем при Президенте Российской Федерации стала функционировать Комиссия по вопросам помилования (Указ Президента РФ от 12 января 1992 года №17).

В соответствии с п. «в» ст. 89 Конституции РФ только Президент Российской Федерации наделен правом принимать решения о помиловании преступников, осужденных судами, входящими в судебную систему Российской Федерации. Это положение конкретизировано в ч. 1 ст.

85 Уголовного кодекса РФ, где указано, что помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица. Часть 2 ст.

85 УК определяет, какие правовые последствия возникают в результате акта помилования, а именно: а) освобождение от дальнейшего отбывания наказания; б) сокращение наказания или замена его более мягким; в) снятие судимости с лица, отбывшего наказание.

Следовательно, помилование – это акт верховной власти, полностью или частично освобождающий осужденного от наказания либо заменяющий назначенное ему судом наказание более мягким. Актом помилования может также сниматься судимость с лиц, ранее отбывших наказание. Акты помилования носят всегда индивидуальный характер, т. е.

они принимаются в отношении конкретного лица или нескольких определенных лиц, осуждённых за совершение преступления. В отличие от акта амнистии помилование принимается по ходатайству самих осуждённых. Закон не устанавливает зависимость применения акта о помиловании от тяжести совершённого преступления. Наоборот, чаще всего ходатайства о помиловании подаются в случае осуждения к лишению свободы. Акт о помиловании не связывают и с отбытием определённого срока наказания.

28 декабря 2001 года Президент Российской Федерации подписал Указ № 1500 (в ред. от 25.06.2012 г.) «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации»[152].

Это решение преследовало цели совершенствования механизма реализации главой государства своих конституционных полномочий по осуществлению помилования.

Кроме того, оно обеспечивало участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием. Комиссия при Президенте РФ была упразднена, а во всех субъектах РФ созданы самостоятельные комиссии[153].

В состав комиссии должно входить не менее 11 человек – граждан России, имеющих высшее образование, пользующихся уважением у граждан и имеющих безупречную репутацию. Не менее двух третей состава комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации формируется из представителей общественности.

Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах. Решение комиссии считается правомочным, если на ее заседании присутствуют не менее половины членов комиссии. Решения принимаются большинством присутствующих на заседании членов комиссии.

При равенстве членов комиссии голос председателя комиссии является решающим.

Помилование в Российской Федерации применяется к лицам: а) осужденным судами Российской Федерации и отбывающим наказание на территории России; б) осужденным судами иностранных государств, отбывающим наказание на территории России в соответствии с международным договором Российской Федерации; в) отбывшим назначенное судом наказание и имеющим не снятую и не погашенную судимость. Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту Российской Федерации в письменной форме. Это ходатайство регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, и не позднее чем через 20 дней оно направляется в территориальный орган уголовно-исполнительной системы с приложением необходимых материалов: копии приговора и решений вышестоящих судебных инстанций; сведения о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением; биографические данные об осужденном и его семейном положении; справки о применении в прошлом к осужденному акта амнистии, помилования, условно-досрочного освобождения от наказания; характеристики поведения осужденного в процессе отбывания наказания и др.). Если в орган или учреждение, исполняющее наказание, с поддержкой ходатайства осужденного обращаются его родные, знакомые, депутаты различных уровней, общественные, религиозные и иные формирования, их заявления прилагаются к перечисленным документам.

Территориальный орган уголовно-исполнительной системы не позднее 7 дней представляет документацию в комиссию по вопросам помилования субъекта Федерации.

Лицо, имеющее судимость, самостоятельно направляет в комиссию по помилованию субъекта Федерации ходатайство, в котором просит о снятии судимости.

В течение 30 суток Комиссия должна решить вопрос о целесообразности поддержания ходатайства осужденного о помиловании и направить свое решение высшему должностному лицу субъекта Федерации (президенту республики, губернатору, главе администрации).

Высшее должностное лицо субъекта Федерации в течение 15 дней со дня получения заключения комиссии по вопросам помилования выносит представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего судимость. Представление, заключение комиссии по вопросам помилования, ходатайство осужденного о помиловании и все названные выше документы Высшее должностное лицо субъекта Федерации направляет в Управление Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан, которое в течение 14 дней должно окончательно подготовить их для представления Президенту.Президент знакомится как с рекомендациями о применении помилования к осужденным, так и с предложениями об отказе в нем. Право принять окончательное решение принадлежит Президенту Российской Федерации.

Комиссия и высшее должностное лицо субъекта Федерации, рассматривая дело о помиловании осужденного, могут потребовать от администрации учреждений, органов государственной власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Такой запрос должен быть удовлетворен не позднее чем через 10 дней.

В течение месяца со дня принятия высшим должностным лицом субъекта Федерации решения о поддержке ходатайств осужденных о помиловании их список должен быть опубликован в средствах массовой информации субъекта Федерации. Таким образом, процедура подготовки материалов об осужденных, к которым может быть применено помилование, становится прозрачной, подконтрольной общественному мнению.

В случае отклонения ходатайства о помиловании осужденный имеет право через год вновь обратиться к Президенту для повторного его рассмотрения. При этом весь пакет документов должен быть подготовлен заново. Срок повторного обращения о помиловании может быть сокращен при возникновении новых обстоятельств, имеющих существенное значение для его применения.

Источник: https://cyberpedia.su/9xb2cf.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.