Уголовное расследование это
Правоохранительные органы
1. Выявление и расследование преступлений — виды правоохранительной деятельности, между которыми провести четкую грань практически крайне трудно.
Выявить преступление — значит обнаружить (установить, зафиксировать, обозначить и т. д.) действие или бездействие, событие, содержащее признаки, характеризующие его как преступление, т. е.
действие (бездействие, событие), которое в уголовном законе (УК) описывается (квалифицируется) в качестве преступного.
Нередко выявление факта, содержащего признаки преступления, не требует особых усилий.
О нем становится известно как бы само собою: о его происшествии сообщают люди или организации, которые потерпели негативные последствия от чьих-то вредоносных действий (подожжен и сгорел дом, похищено или повреждено имущество, причинены телесные повреждения или нанесен какой-то иной вред здоровью, лишен жизни знакомый или близкий человек, угнан автомобиль и т. д.).
В этих случаях факт совершения преступления считается выявленным с того момента, когда о нем узнает от заинтересованных лиц соответствующий государственный орган (чаще всего это милиция) и после проверки полученной информации убедится, что событие состоялось. И это должно быть зарегистрировано в установленном порядке, что может послужить основанием для производства в дальнейшем деятельности, именуемой расследованием.
Однако во многих случаях факт совершения преступления тщательно скрывается, и для его выявления требуются усилия компетентных органов.
Чтобы выявить, скажем, банковские махинации или махинации иных коммерческих организаций, причиняющие ущерб своим ничего не подозревающим вкладчикам или потребителям, нужно проводить требующую большого напряжения и высококвалифицированную работу.Не меньшего напряжения требует также определение судьбы внезапно исчезнувшего человека, установление изощренно скрываемых шпионских акций и т. д.
В таких случаях выявление признаков преступления требует от тех, кто этим занимается, специальной подготовки, технической оснащенности и хорошо продуманной организации. Оно протекает как система добротно спланированных действий, которые на определенном этапе трансформируются в расследование факта, содержащего признаки преступления.
Такие действия в зависимости от конкретных обстоятельств и содержания выявляемых фактов могут называться по-разному — разведывательными, контрразведывательными, а чаще всего — оперативно-розыскными, поскольку последние (их содержание будет охарактеризовано несколько ниже в данном и следующем параграфах настоящей главы учебника) имеют дело обычно с подавляющим большинством совершаемых преступлений.
Выявление преступления не обязательно предшествует его расследованию. Сравнительно часто по ходу уже идущего расследования одного преступления обнаруживаются факты, свидетельствующие о других преступлениях. В таких случаях совсем невозможно четко отграничить выявление действий, содержащих признаки преступления, от их расследования.
Расследование уголовных дел часто называют предварительным расследованием. Обусловлено это тем, что оно приводит к предварительным выводам и предшествует разбирательству в суде уголовных дел.
Предварительное расследование представляет собой деятельность особоуполномоченных государством органов по установлению события преступления, по розыску и изобличению виновного или виновных в совершении преступления, по возмещению причиненного преступлением вреда и принятию мер, способствующих устранению причин совершенного преступления и предупреждению новых.
Для выполнения задач, сформулированных в данном определении, органы предварительного расследования наделяются законодателем специальными полномочиями, которые в основном перечислены в УПК. Их деятельность состоит прежде всего в сборе доказательств виновности (или невиновности) лица в совершении преступления.
Если органами предварительного расследования собраны доказательства виновности лица, то эти органы, изложив свои выводы в обвинительном заключении или обвинительном акте, направляют все материалы дела через надзирающего за законностью расследования прокурора в суд. И последний окончательно разрешает вопрос о виновности лица (лиц) в совершении преступления и назначает меру наказания.
Исходя из сказанного можно сделать вывод, что роль предварительного расследования весьма велика. От его оперативности, своевременности, полноты и объективности во многом зависят законность, обоснованность и справедливость судебного приговора.
Высококачественное и умело проведенное расследование дает суду возможность правильно разобраться в существе совершенного преступления, виновности или невиновности подсудимого, избрать справедливую меру наказания, а также решить все другие вопросы, связанные с постановлением приговора.
Предварительное расследование подразделяется на две формы — дознание и предварительное следствие. Соответственно органы дознания и предварительного следствия имеют и сходство, и различия.Общие их черты заключаются в следующем: они выполняют одни и те же задачи применительно к различным видам уголовных преступлений; обязаны возбудить уголовное дело в пределах своей компетенции при наличии признаков преступления; осуществляют свою деятельность на основе единого уголовно-процессуального законодательства; уполномочены производить в принципе одинаковые следственные действия с целью выявления, фиксации, проверки и оценки доказательств.
Отличаются формы расследования в основном следующим:
во-первых, дознание и предварительное следствие осуществляются, как правило, разными органами и должностными лицами. У них неодинаковые не только наименования (к примеру, предварительное следствие уполномочены вести следователи, а дознание — дознаватели), но и объем процессуальных полномочий;
во-вторых, эти формы расследования используются в отношении разных категорий преступлений, четко разграниченных в законодательном порядке.
Дознание возможно только в отношении преступлений небольшой и средней тяжести (имеются в виду преступления, за совершение которых возможно наказание не более строгое, чем пять лет лишения свободы), но не всех таких преступлений, а лишь тех, которые названы в особом перечне (он зафиксирован в ч. 3 ст.
150 УПК). При этом важное значение имеет еще одно условие — в момент выявления подобного преступления должно быть известно конкретное лицо, совершившее его.
Коротко говоря, дознание допускается в отношении т. н. “очевидных преступлений” небольшой и средней тяжести. В отношении всех других преступлений (т. н. “неочевидных”, а также не указанных в названном перечне, в том числе тяжких и особо тяжких преступлений) должно производиться расследование в форме, как правило, предварительного следствия;
в-третьих, дознание отличается сжатостью срока, в течение которого оно должно быть завершено (УПК дает всего 20 суток от момента возбуждения уголовного дела и до направления его прокурору для проверки и передачи в суд; только при наличии уважительных причин этот срок может быть продлен еще на 10 суток), а также некоторым упрощением процессуальных форм, соблюдаемых при расследовании (при производстве дознания, например, дознаватель не обязан до окончания расследования знакомить детально лицо, привлекаемое к ответственности, с тем, в чем оно конкретно обвиняется).
Оперативно-розыскная деятельность тесно связана с деятельностью по расследованию преступлений.
Закон об оперативно-розыскной деятельности определяет ее как деятельность, осуществляемую гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов в пределах их полномочий путем проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод личности, собственности обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств.Предварительное расследование и оперативно-розыскная деятельность связаны единой целью — борьбой с преступностью. По своей природе они носят правовой характер. Однако оперативно-розыскная деятельность является вспомогательной, ее результаты не могут служить доказательствами по делу: они считаются лишь сведениями, дающими направления для расследования.
Вместе с тем согласованное проведение следственных и оперативно-розыскных действий служит успешному раскрытию преступлений и изобличению лиц, их совершивших.
Именно поэтому для выявления и расследования наиболее сложных и опасных преступлений практикуется образование не только ведомственных, но и межведомственных следственно-оперативных групп, состоящих из следователей и оперативных работников.
Все более распространенным становится также взаимодействие российских органов, занимающихся выявлением и расследованием преступлений, с соответствующими органами других стран либо со специально созданной Международной организацией уголовной полиции (сокращенное наименование — Интерпол), участники которой обеспечивают друг друга необходимой информацией и могут выполнять конкретные следственные или оперативно-розыскные действия по взаимным просьбам.
Постоянное поддержание контактов с этой организацией и обеспечение выполнения ее просьб возложено на одно из структурных подразделений аппарата Министерства внутренних дел РФ — Национальное центральное бюро Интерпола (НЦБ Интерпола).
В соответствии с Указом Президента РФ “Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции — Интерпола” от 30 июня 1996 г.
№ 1113 на это подразделение в качестве главных задач возлагаются обеспечение эффективного международного обмена информацией о преступлениях, оказание содействия в выполнении запросов международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств, а также наблюдение за исполнением международных договоров по вопросам борьбы с преступностью, участником которых является Российская Федерация.
Этапы развития ⇒
Источник: https://isfic.info/porg/juist83.htm
Понятие, задачи и значение стадии предварительного расследования
Следовательно, после получения первоначальной информации о совершенном или готовившемся преступлении (после возбуждения уголовного дела) и до проведения судебного разбирательства необходимо осуществление целого комплекса различных процессуальных действий и решений, направленных на установление всех имеющих значение для данного уголовного дела обстоятельств, на установление личности обвиняемого и предъявление ему стороной обвинения уголовно-правовой претензии. Данная претензия, обусловливающая позицию стороны обвинения (предъявленное обвинение), выраженная по окончании расследования в обвинительном заключении или обвинительном акте и станет впоследствии предметом судебного разбирательства по уголовному делу.
Рассмотрение и разрешение судом дел публичного и частно-публичного обвинения невозможно без производства предварительного расследования.
Предварительное расследование — это стадия уголовного судопроизводства, которая проводится по уголовным делам публичного и частно-публичного обвинения и заключается в деятельности органов дознания и предварительного следствия по собиранию, проверке и оценке доказательств в целях
- установления обстоятельств, имеющих значение для дела;
- установления лица, совершившего преступление;
- выявления причин и условий, способствовавших совершению преступления.
Расследование именуется предварительным, поскольку оно, являясь досудебной стадией, предшествует судебному разбирательству уголовного дела.
Все выводы дознавателя или следователя о событии преступления, о виновности лица и о других имеющих значение для дела обстоятельствах носят предварительный характер и в последующем судебном производстве являются лишь позицией стороны обвинения.
Следовательно, в дальнейшем они подлежат всесторонней проверке и оценке судом в равной степени с доводами защиты.
https://www.youtube.com/watch?v=BAVdi7Hy4Zk\u0026list=PLaiJkFySg_ISIyPU6lf0P6C7CatizGSBr
Вместе с тем если в ходе предварительного расследования появятся основания для прекращения уголовного дела (ст. 24-28 УПК), то такое решение дознаватель или следователь могут принять и самостоятельно (в некоторых случаях — с согласия руководителя следственного органа или прокурора), т. е. без передачи дела в суд.
Формы производства предварительного расследования:
- дознание;
- предварительное следствие.
Задачи предварительного расследования:
- установление имеющих значение для уголовного дела обстоятельств, перечисленных в ст.
73 УПК (решается посредством собирания, проверки и оценки доказательств как обвинительных, так и оправдательных);
- установление и привлечение к уголовной ответственности лица, в отношении которого собраны достаточные доказательства для предъявления обвинения (решается посредством публичного (частно-публичного) уголовного преследования);
- создание условий для возможности отстаивания участвующими в уголовном деле лицами своих интересов (законодатель уполномочивает органы дознания и предварительного следствия совершать действия и принимать решения, направленные на обеспечение прав и свобод подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего и т. д.);
- создание условий для последующего рассмотрения уголовного дела по существу в судебном заседании, для обеспечения возможности возмещения причиненного преступлением вреда и т. д. (решается посредством применения мер пресечения, например, заключение обвиняемого под стражу, отдельных мер процессуального принуждения, например, наложения ареста на имущество), ознакомления заинтересованных лиц с материалами уголовного дела в порядке ст. 216-217 УПК и т. д.).
- установление имеющих значение для уголовного дела обстоятельств, перечисленных в ст.
Помимо указанных задач предварительного расследования законодатель обязывает органы дознания и следователя разрешать и некоторые другие. К ним, в частности, относятся:
- выявление причин и условий, способствовавших совершению преступления (ч. 2 ст. 73, ч. 2 ст. 158 УПК);
- выявление признаков других преступлений, не связанных с расследуемым уголовным делом (п. 3 ч. 1, ч. 6 ст. 154, ст. 155 УПК).
предварительного расследования
предварительного расследования составляют различные следственные и иные процессуальные действия, а также решения органов дознания и предварительного следствия, направленные на достижение задач.
В предусмотренных законом случаях в содержание предварительного расследования включаются также решения, принимаемые прокурором в порядке прокурорского надзора (например, ч. 1 ст.
214 УПК), судом – в порядке судебного контроля (например, ч. 4 ст. 165 УПК).
К содержанию предварительного расследования относятся:
- сбор и проверка доказательств;
- осуществление уголовного преследования в отношении лица, совершившего преступление;
- привлечение этого лица в качестве обвиняемого;
- принятие мер, обеспечивающих его неуклонение от следствия и суда;
В содержание предварительного расследования входят и правоотношения участников уголовного процесса и государственных органов, в которых реализуются права подозреваемого, обвиняемого, защитника, потерпевшего и других участников (например, заявление ходатайств, направление жалоб, а также их рассмотрение и разрешение органами дознания, предварительного следствия, прокурором и судом).
Предварительное расследование не характерно для частного уголовного преследования, где бремя изобличения обвиняемого в совершении преступления ложится на частных лиц — потерпевшего и (или) его представителя.
Характер преступлений, производство пр которым ведется в порядке частного обвинения, предполагает, что обвинитель уже изначально располагает достаточными сведениями, чтобы сформулировать свою позицию для последующего судебного разбирательства. Поэтому в соответствии с ч. 1 ст.
318 УПК заявление о возбуждении уголовного дела частного обвинения подается непосредственно в суд. Если же потерпевший в установленных законом случаях (ч. 4 ст.20 УПК) не способен самостоятельно сформулировать свою позицию обвинения, то эту обязанность берет на себя государство, а производство по такому делу осуществляется в публичном порядке, в том числе проводится и предварительное расследование.
https://www.youtube.com/watch?v=3yB77_g4_os\u0026list=PLaiJkFySg_ISIyPU6lf0P6C7CatizGSBr
Таким образом, предварительное расследование проводится только при необходимости формирования позиции государственного обвинения, т.е. в рамках публичного или частно-публичного уголовного преследования.
В рамках осуществления этого этапа уголовно-процессуальной деятельности государственные органы и должностные лица, осуществляющие уголовное преследование, формулируют условия той «процессуальной задачи», которая впоследствии подлежит разрешению посредством правосудия.
Предварительное расследование не имеет своей «самоцелью» привлечение лица к уголовной ответственности в любом случае и любым способом независимо от конкретных обстоятельств уголовного дела.
Предварительное расследование носит сугубо процессуальный характер и осуществляется исходя из назначения уголовного судопроизводства, а также при точном и неукоснительном соблюдении всех его принципов.
Поэтому формирование позиции государственного обвинения допускается только на основе достаточной совокупности надлежащим образом собранных, проверенных и оцененных доказательств.
В противном случае государство в лице дознавателя или следователя обязано отказаться от дальнейшего осуществления предварительного расследования и прекратить уголовное дело или уголовное преследование в отношении конкретного лица.
Наиболее широкими полномочиями в рамках предварительного расследования обладают орган дознания, дознаватель, следователь, руководитель следственного отдела и прокурор. Важно подчеркнуть, что определенными процессуальными полномочиями контролирующего характера в данной стадии наделен суд.
Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-zadachi-i-znachenie-stadii-predvaritelnogo-rassledovaniya
Тема 12. Предварительное расследование
Предварительное расследование — стадия уголовного судопроизводства, заключающаяся в правоотношениях и деятельности ее участников при определяющей роли органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора при ограниченном контроле со стороны суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для привлечения конкретных лиц в качестве обвиняемых и направления дела в суд. Сущность предварительного расследования как стадии уголовного процесса заключается в том, что это промежуток времени, в течение которого осуществляется одноименная уголовно-процессуальная деятельность. Задачи стадии ПР: Общие: защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, пострадавших от преступления; защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод; отказ от уголовного преследования невиновных и реабилитация каждого, кто необоснованно подвергался уголовному преследованию. Специфические: привлечение конкретного лица в качестве обвиняемого; выявление и принятие мер к устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления; обеспечение гражданского иска; подготовка досудебных материалов в виде уголовного дела для его рассмотрения в суде. Значение стадии ПР: в ней реализуется принцип неотвратимости ответственности и наказания путем установления обстоятельств преступления и лица, его совершившего; в этой стадии появляется важнейший участник процесса- обвиняемый;
в данной стадии готовятся материалы, которые являются предметом рассмотрения в судебном заседании.
12.2. Общие условия производства предварительного расследования
Общие условия предварительного расследования – правовые положения основывающиеся на принципах уголовного судопроизводства, характеризующие сущность и содержание предварительного расследования.
Система общих условий предварительного расследования: соблюдение правил подследственности; индивидуализация расследования путем выделения и соединения уголовных дел; своевременное начало предварительного расследования; сочетание единоличных и коллегиальных начал в расследовании; соблюдение сроков предварительного расследования; привлечение к участию в расследовании широкого круга участников процесса; производство следственных действий, затрагивающих конституционные права граждан, только по судебному решению; недопустимость разглашения данных расследования; общие правила производства следственных действий; установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления; обязательность удовлетворения ходатайств, имеющих значение для дела; использование специальных познаний и научно-технических средств; взаимодействие органов расследования; наличие прокурорского надзора, ведомственного и судебного контроля. Подследственность – совокупность признаков преступления, по которым его расследование в полном объеме относится к компетенции строго определенного органа предварительного расследования, конкретной структурной единицы ведомства. Признаки подследственности (ст. 151 УПК и др.): предметный (родовой); персональный; альтернативный (территориальный); по связи дел. Предметный признак – признак подследственности, определяемый уголовно-правовой характеристикой преступления, т.е. его квалификацией. Предметный признак используется для отнесения уголовных дел к той или иной форме расследования, к компетенции того или иного следователя, к компетенции того или иного органа дознания (ст.151 УПК РФ). Предметная подследственность закреплена в ст. 150 и 151 УПК РФ. В ст. 150 УПК РФ закреплены составы преступлений, по которым производится дознание. В ст. 151 УПК РФ определено, по каким составам преступлений предварительное следствие производится следователями органов прокуратуры, а по каким — также следователями органов федеральной службы безопасности, федеральных налоговых органов, органов внутренних дел. Исключение из правила предметной последовательности закреплено в п. 8 ч. 2 ст. 37, ч. 4 ст. 150 УПК РФ. Согласно данной норме права по письменному указанию прокурора уголовные дела, по которым обычно должно проводиться дознание, могут быть переданы для производства предварительного следствия. Персональный признак – признак, определяемый характеристиками личности обвиняемого и потерпевшего. Признак по связи дел – признак подследственности, обусловленный связью дел о преступлениях, когда их раздельное расследование не обеспечивает реализацию назначения уголовного процесса. Альтернативный признак – признак подследственности, определяемый указанным в законе следственным органом, выявившим преступление.
Территориальный (местный) признак – обязательный признак подследственности, определяемый местом совершения преступления, местом окончания преступления, местом совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них, местом нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.
12.3. Формы предварительного расследования, их характеристика
Существуют две формы предварительного расследования: дознание предварительное следствие Предварительное следствие Предварительное следствие — это деятельность, содержание которой охватывает всю от начала до конца стадию предварительного расследования. Предварительное следствие направлено на досудебное установление всех обстоятельств, подлежащих доказыванию (ст.
73, 421, 434 УПК РФ). Именно оно, концентрирует гарантии соблюдения прав и законных интересов личности на досудебных стадиях уголовного процесса. Предварительное следствие производится следователями, которые обладают процессуальной самостоятельностью.
Следственные подразделения в настоящее время имеются в прокуратурах, а также в органах внутренних дел, органах федеральной службы безопасности. Предварительное следствие, согласно ст.
151 и 434 УПК РФ, обязательно по наиболее сложным делам и по всем делам о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, органов налоговой полиции, таможенных органов РФ, военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, лицами гражданского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей; по делам в отношении лиц, совершивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, и лиц, у которых после содеянного наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение. Приведенный здесь перечень не исчерпывающий. От судебного предварительное следствие отличается субъектами, средствами, целями, местом и ролью в уголовном процессе этих видов деятельности. Предварительное следствие, как и любая другая форма предварительного расследования, состоит из процессуальных действий и процессуальных решений. Оно включает производство следственных действий, применение мер принуждения, привлечение лица в качестве обвиняемого, допуск к участию в уголовном процессе защитника, законных представителей, гражданских истцов и других субъектов уголовного процесса, ознакомление участников с материалами дела и многое другое. Первоначальный срок предварительного следствия установлен в размере 2 месяцев. Однако он может быть продлен прокурором в установленном законом порядке. Дознание Дознание – форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно ( п.8 ст. 5 УПК РФ) В юридической науке понятие дознания используется главным образом для обозначения: Одной из существующих в уголовном процессе форм предварительного расследования преступлений; Самостоятельного института уголовно-процессуального права; Вида деятельности, осуществляемого органами дознания. По действующему уголовно-процессуальному законодательству дознание является формой предварительного расследования и следовательно в первую очередь его следует отличать от оперативно-розыскной деятельности и деятельности административной. Являясь формой процессуальной, дознание производится по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, подозреваемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести (ч.3 ст. 150, ч.2 ст. 223 УПК РФ). В сравнении с предварительным следствием дознание можно рассматривать как упрощенную форму расследования, предусматривающую специальные правила производства по уголовному делу (гл. 32 УПК РФ). При этом следует обратить внимание на то, что решения, принимаемые в ходе дознания, имеют такую же юридическую силу, как и принимаемые при производстве предварительного следствия. Процессуальный закон не допускает производства дознания в отношении конкретных лиц, совершивших запрещенные уголовным законом деяния в состоянии невменяемости, а также заболевших после совершения преступления психическим расстройством, делающим невозможным назначение наказания или его исполнение (ст.433, 434 УПК РФ). Поскольку по этим делам обязательно производство предварительного следствия, то в случаях установления в ходе дознания указанных обстоятельств, уголовное дело должно быть направлено прокурору для определения подследственности (ст. 149 УПК РФ) и передачи следователю. Дознание по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними с 1 июля 2002 года (с момента вступления в действие УПК РФ) должно производиться в общем порядке с учетом дополнительных требований, предъявляемых гл. 50 УПК РФ (Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних). Но поскольку при расследовании указанной категории дел, в силу требований п.2 ч.1 ст. 421 УПК РФ необходимо выяснение уровня психического развития и иные особенности личности несовершеннолетнего, для чего требуется производство судебной психиатрической экспертизы, и выяснение таких обстоятельств не укладывается в сроки, отведенные законом для производства дознания, производится предварительное следствие. Таким образом, в соответствии с действующим УПК РФ дознание можно определить как упрощенную форму предварительного расследования преступлений небольшой и средней тяжести по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, в уголовно-процессуальном порядке, по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления, с целью защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Действия и решения, принятые в ходе дознания, имеют такую же юридическую силу, как и осуществленные при производстве предварительного следствия. Осуществляется дознание уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами. Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном гл. 21, 22, 24 – 29 УПК для предварительного следствия, с изъятиями, предусмотренными в гл. 32 УПК РФ. Дознание по делам, по которым предварительное следствие необязательно, от предварительного следствия отличают: к подследственности органов дознания отнесены уголовные дела о преступлениях, перечисленных в ч.3 ст. 150 УПК, а также по иным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, но только при наличии письменного указания прокурора. производство в форме дознания по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов дознания частью 3 ст. 150 УПК, осуществляется лишь по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (ст223 УПК РФ) субъект, его осуществляющий (может быть дознавателем, а не следователем); правовой статус данного субъекта (дознаватель не обладает процессуальной самостоятельностью); первоначальный срок (20 суток) возможность отсутствия в деле постановления о привлечении в качестве обвиняемого (в соответствии с п.2 ч.1 ст. 158 и ст. 225 УПК дознание заканчивается составлением обвинительного акта, содержание которого регламентируется ст. 225 УПК) обвинительного акта: Дата и место его составления Должность и фамилия лица, его составившего Данные о лице, привлекаемом в качестве обвиняемого Обстоятельства преступления и др. обст-ва, имеющие значение для дела. В обвинительном акте формулируется обвинение с указанием пункта, части, статьи УК, предусматривающей данное преступление, приводится перечень доказательств обвинения и защиты, смягчающие и отягчающие обстоятельства, данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда, а также список лиц, подлежащих вызову в суд. С момента составления обвинительного акта лицо приобретает процессуальное положение обвиняемого. Обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и направляется вместе с материалами дела прокурору. В течение двух суток прокурор рассматривает поступившее с обвинительным актом уголовное дело и принимает одно из следующих решений: об утверждении ОА и направлении дела в суд о возвращении УД для производства дополнительного дознания либо пересоставления ОА , при этом он может продлить срок дознания, но не более чем на 10 сутокпрекратить уголовное дело по основаниям, предусмотренным ст. 24-28.
Источник: https://juristic.pro/ugolovnyj-process/nauka/tema-12-predvaritelnoe-rassledovanie.html