Уголовный штраф за коррупционное преступление

Ответственность за коррупцию

Уголовный штраф за коррупционное преступление

За совершение коррупционных правонарушений граждане несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рассмотрим вопросы уголовной ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Уголовным кодексом Российской Федерации предусматривается уголовная ответственность вплоть до лишения свободы на срок до 15 лет как за получение взятки так и за дачу взятки.

То есть перед законом отвечает не только лицо, которое получает взятку, но и то лицо, которое взятку дает, или от чьего имени взятка передается взяткополучателю.

В случае, если взятка передается через посредника, то он также подлежит уголовной ответственности за пособничество в даче взятки.

Понятие взяточничества охватывает два вида преступлений: получение взятки (статья 290 УК РФ) и дача взятки (статья 291 УК РФ). Близки к ним такие уголовно наказуемые деяния, как коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ) и провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304 УК РФ).

Состав преступления (взяточничества) будет иметь место независимо от того, когда была принята взятка – до или после выполнения соответствующих действий, а также независимо от того, имелась ли предварительная договоренность между взяткодателем и взяткополучателем.

Дача взятки при отсутствии обстоятельств, отягчающих ответственность, наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от пятикратной до тридцатикратной суммы взятки, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере от пятикратной до десятикратной суммы взятки или без такового.

При наличии обстоятельств, отягчающих ответственность (дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия) в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой), дача взятки наказывается штрафом в размере от двух миллионов до четырех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет, или в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет или без такового.

Дача взятки может осуществляться с помощью посредника.

Посредничеством во взяточничестве признается совершение действий, направленных на передачу взятки: непосредственная передача предмета взятки, создание условий для такой передачи.

Ответственность посредника во взяточничестве наступает независимо от того, получил ли посредник за это вознаграждение от взяткодателя (взяткополучателя) или не получил.

Если взятка передается должностному лицу через посредника, то такой посредник подлежит ответственности за пособничество в даче взятки.

Необходимо отметить, что лицо, давшее взятку, освобождается от уголовной ответственности, если имело место:

а) вымогательство взятки со стороны должностного лица;

б) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки;

в) если лицо активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления;

Необходимо знать, что получение взятки – одно из самых общественно опасных должностных преступлений, особенно если оно совершено в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, сопряжено с вымогательством взятки.

Обстоятельствами, отягчающими уголовную ответственность за получение взятки, являются:

– получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие);

– получение взятки лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления;

– получение взятки группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

– вымогательство взятки;

– получение взятки в крупном размере (крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тысяч рублей).

– получение взятки в особо крупном размере (особо крупным размером признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 1 миллион рублей).

Самым мягким наказанием за получение взятки является штраф, а самым суровым – лишение свободы на срок до 15 лет. Кроме того, за получение взятки лишают права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (по ч. 1 ст. 290 УК РФ на срок до трех лет, по ч. 6 ст. 290 УК РФ на срок до 15 лет).

Таким образом, попытка получить блага, преимущества, избежать неприятностей при помощи взятки имеет своим последствием уголовное преследование и наказание.

Заместитель прокурора города советник юстиции К. А. Трофимов

Источник: https://go64.ru/news/prokuratura-razyasnyaet/otvetstvennost-za-korruptsiyu/

Ответственность за коррупционные правонарушения » Официальный сайт городского округа Архангельской области «Мирный»

Уголовный штраф за коррупционное преступление

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.(статья 13 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»)

Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности

К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния, предусмотренные Уголовным Кодексом Российской Федерации:

  • мошенничество (статья 159);
  • присвоение или растрата (статья 160);
  • коммерческий подкуп (статья 204);
  • злоупотребление должностными полномочиями (статья 285);
  • нецелевое расходование бюджетных средств (статья 285.1);
  • нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (статья 285.2);
  • внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (статья 285.3);
  • превышение должностных полномочий (статья 286);
  • незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 289);
  • получение взятки (статья 290);
  • дача взятки (статья 291);
  • посредничество во взяточничестве (статья 291.1);
  • служебный подлог (статья 292);
  • провокация взятки либо коммерческого подкупа (статья 304);
  • подкуп или принуждение к даче показаний или уклонению от дачи показаний либо к неправильному переводу (статья 309).

За преступления коррупционной направленности Уголовным кодексом Российской Федерации установлены санкции, которые предусматривают следующие виды наказаний:

  • штраф;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • принудительные работы;
  • ограничение свободы;
  • лишение свободы на определенный срок.

Административная ответственность за коррупционные правонарушения

К основным составам административных правонарушений коррупционного характера, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях можно отнести такие, как:

  • Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах (статья 5.16);
  • Непредоставление или неопубликование отчета, сведений о поступлении и расходовании средств, выделенных на подготовку и проведение выборов, референдума (статья 5.17);
  • Незаконное финансирование избирательной кампании, кампании референдума, оказание запрещенной законом материальной поддержки, связанные с проведением выборов, референдума, выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров бесплатно или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам (статья 5.20);
  • Использование преимуществ должностного или служебного положения в период избирательной кампании, кампании референдума (статья 5.45);
  • Сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом (статья 5.47);
  • Нарушение правил перечисления средств, внесенных в избирательный фонд, фонд референдума (статья 5.50);
  • Мелкое хищение» (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты) (статья 7.27);
  • Несоблюдение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (статья 7.29);
  • Нарушение порядка определения начальной (максимальной) цены государственного контракта по государственному оборонному заказу или цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа статья (7.29. 1);
  • Отказ или уклонение единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) от заключения государственного контракта по государственному оборонному заказу (статья 7.29.2);
  • Нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (статья 7.30);
  • Нарушение порядка заключения, изменения контракта (статья 7.32);
  • Ограничение конкуренции органами власти, органами местного самоуправления (статья 14.9);
  • Использование служебной информации на рынке ценных бумаг (статья 15.21);
  • Незаконное вознаграждение от имени юридического лица (статья 19.28);
  • Незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного (муниципального) служащего (статья 19.29).

За совершение административных правонарушений коррупционной направленности Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлены санкции, которые предусматривают такие виды наказаний, как:

  • административный штраф;
  • административный арест;
  • дисквалификация.

Дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения

Источник: http://mirniy.ru/anti_korr/pk_ao/7696-otvetstvennost-za-korrupcionnye-pravonarusheniya.html

Ответственность за коррупционные правонарушения: статья УК РФ за коррупцию

Уголовный штраф за коррупционное преступление

С каждым десятилетием в стране всё больше ужесточается ответственность за коррупционные правонарушения. Однако реальность доказывает, что проблема взяточничества всё ещё остаётся острой, начиная от системы здравоохранения и заканчивая органами власти.

Кроме того, коррупция чрезвычайно опасна для самого государства, поскольку в большинстве случаев вымогательство денежного вознаграждения происходит взамен на какие-либо действия, прямо затрагивающие интересы государственных учреждений или местных органов самоуправления.

Виды коррупционной деятельности

Уголовному наказанию за коррупцию подлежит не только получение взятки, но и передача её должностному лицу-взяткодателю и посреднику. Из этого следует, что заблаговременно сообщая правоохранительным органам о том, что какой-либо чиновник намекает на денежное вознаграждение за решение интересующего вас вопроса, вы защищаете себя от ответственности за участие в коррупции.

Взятка в форме передачи конверта с наличными встречается всё реже. Коррупция находит своё применение в самых разнообразных формах: перечислении валюты на оффшорный или анонимный электронный счет, ввод родственника в состав правления акционерного общество взамен на преференции в государственных подрядах или оформление за символическую сумму доли в бизнесе на имя супруги.

https://www.youtube.com/watch?v=jNLqsc-nN-8

Список ухищрений, к которым прибегают коррупционеры, желающие избежать наказания за свои деяния, не ограничивается лишь перечисленными способами. Статья 290 УК РФ объединяет эти виды коррупции под терминами «передача материальных ценностей» и «переуступка прав владения собственностью».

Объективная сторона вымогательства взятки предусматривает не только передачу денег, но и выполнение должностным лицом определенных действий, которые можно расценивать как коррупцию. К ним относится:

  • способствование действиями или бездействием интересам человека, передавшего взятку;
  • попустительство при наличии выявленных нарушений или несоответствия установленным требованиям;
  • подписание выгодного взяткодателю документа, противоречащего интересам учреждения, в котором работает коррупционер.

Отличительная черта коррупции — наличие корыстного умысла. Взятка не может быть получена по ошибке или по неосторожности.

Действия, которые требует выполнить взяткодатель, должны входить в компетенцию взяточника.

Если же обвиняемый не имел полномочий или возможностей для выполнения требований взяткодателя, но при этом сознательно вымогал у него деньги, то такие деяния могут быть квалифицированы как мошенничество.

Взятка — далеко не единственный вид коррупции. Коррупция может совершаться не только в интересах взяткодателя, но и для приумножения богатства самого чиновника или членов его семьи. Причем такая разновидность коррупционных деяний становится всё более распространённой, тогда как традиционное получение взятки в виде наличных остаётся уделом должностных лиц мелкого или среднего звена.

Коррупция всегда предполагает необоснованное вознаграждение, которое может иметь как прямую денежную форму, так и бесплатное предоставление услуг или материальных ценностей: ускорение получения бесплатного жилья, трудоустройство на высокооплачиваемую должность, заключение заведомо невыгодного для государства контракта.

Кроме передачи взятки или иного необоснованного вознаграждения для неправомерного содействия интересам взяткодателя коррупция может в себя включать и другие виды противоправной деятельности.

К примеру, заключение договора с фирмой, оформленной на родственника или подставное лицо.

Чаще всего такой контракт предполагает выполнение работ или предоставление услуг по более высоким ценам, чем в среднем по региону.

Наказание должностного лица за коррупцию

Статья 290 УК РФ предусматривает за коррупцию в виде получения взятки следующее наказание:

  • штраф до 1 млн руб. или в размере до 50-кратной суммы взятки;
  • исправительные работы от года до двух;
  • тюремное заключение до 3 лет.

Если же в суде был доказан факт вымогательства должностным лицом неправомерного вознаграждения в размере более 25 тыс. руб., то, согласно п.2 ст.290 УК, подсудимого ждёт:

  • штраф от 200 тыс. до 1 млн руб. или до 60-кратной суммы взятки;
  • тюремное заключение на срок до 6 лет.

Если обвиняемым должностным лицом является чиновник или глава местного самоуправления, то, согласно п.4 ст.290 УК, наказание за коррупцию будет таким:

  • штраф от 1 млн до 3 млн руб. или до 80-кратной суммы взятки;
  • тюремное заключение на срок от 5 до 10 лет.

Отягчающими обстоятельствами в ст.290 УК являются:

  • вымогательство взятки;
  • в крупном размере (свыше 250 тыс. руб.);
  • взяточничество в составе преступного сообщества.

Согласно п.5 ст.290 УК, перечисленные обстоятельства, в случае доказательства вины обвиняемого, грозят:

  • штрафом от 2 до 4 млн руб. или до 90-кратной суммы взятки;
  • тюремным заключением на срок от 7 до 12 лет.

Во всех указанных пунктах ст.290 УК коррупция в виде получения неправомерного вознаграждения карается не только штрафом или тюремным заключением, но и запретом занимать определенные должности в течение от года до 15 лет. Конкретный срок запрета устанавливается судом при вынесении приговора.

Особые случаи

Статья 290 УК РФ предполагает привлечение к ответственности за коррупцию не только чиновников, пойманных на месте преступления при получении каких-либо материальных ценностей, но и их родственников, если есть основания полагать, что они являлись посредниками в вымогательстве взятки или иной коррупционной деятельности.

Вместе с тем, привлечение членов семьи или других родственников к наказанию за деяния, которые можно квалифицировать как коррупцию, требует наличия таких признаков:

  1. родственник, уличенный в вымогательстве или получении взятки, действовал с одобрения должностного лица, которому она предназначалась.
  2. имеются доказательства, что чиновник совершил коррупционные деяния в интересах взяткодателя, используя своё служебное положение.

Судебная практика показывает, что доказать факт коррупции в виде вымогательства денежного вознаграждения через посредника значительно сложнее, чем при задержании взяточника с поличным. Адвокаты задержанного родственника наверняка будут отрицать какую-либо взаимосвязь между получением денежных средств и служебной деятельностью чиновника.

Кроме того, следователям ещё придётся доказать сам факт коррупции, то есть совершение чиновником действий в интересах взяткодателя. Учитывая, что взятка обычно даётся как вознаграждение за будущее содействие в решении ранее согласованного вопроса, без наличия убедительных подтверждений обвинение в коррупции доказать в суде будет очень непросто.

Что грозит за дачу взятки

Коррупцию можно назвать чрезвычайно опасным социальным явлением. Но справедливо обвиняя некоторых чиновников во взяточничестве, не стоит забывать, что оно было бы невозможным, если граждане сами не давали взятки за положительное решение интересующего их вопроса.

Разумеется, не стоит сбрасывать со счетов и те случаи, когда имеет место, например, открытое вымогательство взятки под угрозой лишения лицензии. Тем не менее, зачастую граждане сами становятся инициаторами коррупции, предлагая чиновнику вознаграждение за содействие.

Категория:Ответственность
Дата:

Источник: https://imeetepravo.com/otvetstvennost/korruptsiya-statya.html

Уголовная ответственность за коррупционные правонарушения

Уголовный штраф за коррупционное преступление

Под коррупционными преступлениями понимаются коррупционные деяния (действия, бездействия), наиболее опасным образом влияющие на сложившиеся общественные отношения.

Коррупционное преступление – это умышленное деяние служащего государственного или муниципального органа, разрешающее возникший конфликт интересов на службе противоправным путём, при условии соответствия такого деяния признакам конкретного преступления, предусмотренного в Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации (далее УК РФ).

К объективным признакам коррупционного преступления относятся:

· наличие конфликта интересов на службе;

· существенное нарушение прав граждан или организаций в результате злоупотребления полномочиями;

· степень отрицательного влияния;

· причинение материального ущерба;

· тяжкие последствия.

Субъективными признаками коррупционного преступления являются элементы субъективной стороны: вина, мотив, цель. Вина представляет собой исключительно прямой умысел. В ч. 2 ст.

25 Уголовного кодекса РФ закрепляется, что преступлением, совершенным с прямым умыслом является содеянное лицом, осознававшим общественную опасность своего деяния, предвидевшим возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий или желавшим их наступления. Мотив в данном случае рассматривается как:

· корыстная заинтересованность – стремление должностного лица путём совершения неправомерных действий получить для себя или других лиц выгоду имущественного характера, не связанную с незаконным безвозмездным обращением имущества в свою пользу или в пользу других лиц (например, незаконное получение льгот, кредита, освобождение от каких-либо имущественных затрат, возврата имущества, погашения долга, оплаты услуг, уплаты налогов и т. п.)

· личная заинтересованность – стремление должностного лица извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленное такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т. п.

Элементы коррупционного преступления использованы в различных уголовных составах, большинство из которых объединено в главе 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» Уголовного кодекса. Наиболее распространены коррупционные преступления, предусмотренные следующими статьями Уголовного кодекса РФ:

ст. 285 Злоупотребление должностными полномочиями;

ст. 285.1 Нецелевое расходование бюджетных средств;

ст. 286 Превышение должностных полномочий;

ст. 289 Незаконное участие в предпринимательской деятельности;

ст. 290 Получение взятки;

ст. 291 Дача взятки.

Коррупционные нарушения могут быть связаны и с другими уголовными составами за рамками главы 30 Уголовного кодекса РФ:

· преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (гл. 19 УК РФ) – отказ в представлении гражданину информации (ст. 140 УК РФ), нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 136 УК РФ), мошенничество (ст. 159 УК РФ);

· преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ) – воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169 УК РФ), регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ), уклонение от уплаты налогов и (или) сборов (ст. ст. 198, 199 УК РФ);

· преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (гл. 23 УК РФ) – злоупотребление полномочиями (ст. 201 УК РФ), коммерческий подкуп (ст. 204 УК РФ) и другие.

Несмотря на множественность подходов к определению форм проявления коррупции, необходимо учитывать, что обязательным элементом коррупционности деяния является наличие санкций за его совершение.

Кроме этого, отнесение того или иного деяния к коррупционным необходимо осуществлять в зависимости от наличия закрепленных в законодательстве отличительных признаков, отражающих коррупционную направленность, которыми являются:

– незаконное использование физическим лицом своего должностного положения;

– использование должностного положения, злоупотребление полномочиями вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц;

– незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.

В качестве отдельной меры юридической ответственности при совершении коррупционных нарушений Федеральным законом «О противодействии коррупции» отдельно предусмотрена возможность лишения виновного лица права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью является и видом уголовного наказания (ст. 47 УК РФ).

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Такое наказание устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания.

Кроме того, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью может назначаться в качестве дополнительного вида наказания, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Также в качестве специфической меры наказания (иные меры наказания) за коррупционные преступления предусмотрена конфискация имущества как принудительное безвозмездное изъятие и обращение в собственность государства на основании обвинительного приговора имущества, полученного в результате совершения преступления. Стоит при этом отметить, что конфискация не предусматривается в качестве основной меры наказания за коррупционные составы преступлений.

Источник: https://studopedia.ru/25_60751_ugolovnaya-otvetstvennost-za-korruptsionnie-pravonarusheniya.html

Ответственность за коррупционные действия

Уголовный штраф за коррупционное преступление

Коррупция – термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам.

В Федеральном законе № 273 от 25 декабря 2008 года “О противодействии коррупции” указана следующая трактовка понятия “коррупция” – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды. Проявляется она в основном во взяточничестве, вымогательстве, откатах, казнокрадстве и кумовстве.

Коррупция в наше время – одна из важнейших проблем Российской Федерации.

Для предотвращения и профилактики коррупционных преступлений Правительством Российской Федерации приняты такие меры, как: ратификация Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции в 2006 году; принятие Федерального закона от 25 декабря 2008 г.

№ 273-ФЗ “О противодействии коррупции”; издание Указа Президента РФ от 13 марта 2012 г. № 297 “О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 – 2015 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции”; Указа Президента РФ от 21 июля 2010 г.

№ 925 “О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона “О противодействии коррупции”; Указа Президента РФ от 19 мая 2008 г. № 815 “О мерах по противодействию коррупции”; Указа Президента РФ от 8 июля 2013 г. № 613 “Вопросы противодействия коррупции”; Указа Президента РФ от 2 апреля 2013 г.

№ 309 “О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона “О противодействии коррупции”; обязательное декларирование доходов чиновников согласно статье 8 Федерального закона “О противодействии коррупции”; ужесточение наказания за коррупционные проявления, проведение реформы МВД, кадровые изменения, в том числе и в правоохранительных органах.

Противодействие коррупции – деятельность федеральных органов государственной власти.

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), о минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

В настоящее время в России сформирована правовая и организационная основа противодействия коррупции: ратифицированы базовые международные соглашения, приняты стратегические и национальные плановые антикоррупционные документы, а также нормативные правовые акты, направленные на их реализацию.

Принято немало действенных антикоррупционных мер, внедрены механизмы, которые позволяют выявить коррупционные схемы на любом уровне, работать целенаправленно, вовремя реагировать, а при необходимости – изолировать от общества коррупционеров.

Активизируется деятельность правоохранительных органов, работа которых все больше концентрируется на наиболее существенных ситуативных проявлениях коррупции, затрагивающих высшие эшелоны власти.

В долгосрочном плане противодействие коррупции может быть эффективно только в том случае, если оно направлено не столько на сокращение ситуативных проявлений коррупции, сколько на выявление и устранение причин и условий их появления и распространенности. С учетом этого обстоятельства в Национальной стратегии противодействия коррупции указывается, что целью Стратегии является искоренение причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе.

Для повышения эффективности предупреждения коррупции необходимо наладить постоянный мониторинг коррупционных практик, основанный на добровольном и анонимном предоставлении информации должностными лицами, гражданами, представителями и работниками организаций. При этом в качестве критерия эффективности антикоррупционной деятельности компетентных правоохранительных органов может рассматриваться устранение возможностей для существования конкретных коррупционных практик.

Предметом посягательств коррупционных правонарушений являются различные виды незаконных вознаграждений, которые в большинстве случаев имеют материальный, имущественный характер (чаще всего это деньги, ценные бумаги, иное имущество).

В российском законодательстве происходит постоянный рост числа запретов, ограничений и обязанностей, в том числе установленных в целях противодействия коррупции. Так, в Российской Федерации количество статей Федерального закона от 25 декабря 2008 г.

N 273-ФЗ “О противодействии коррупции”, устанавливающих ограничения, запреты и обязанности, налагаемые на соответствующие категории граждан, с 2008 г. возросло в три раза.

Ранее установленная в отношении государственных и муниципальных служащих система антикоррупционных запретов, ограничений и обязанностей охватывает новые категории лиц, активно укрепляясь в нормах отраслевого законодательства, а также в кодексах этики.

Значительный объем антикоррупционных запретов и ограничений установлен для сотрудников медицинских организаций и системы образования, а также для работников других сфер.

Противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах:

1) признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина;

2) законность;

3) публичность и открытость деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

4) неотвратимость ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

5) комплексное использование политических, организационных, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер;

6) приоритетное применение мер по предупреждению коррупции;

7) сотрудничество государства с институтами гражданского общества, международными организациями и физическими лицами.

Лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае:

1) непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является;

2) непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;

3) участия лица на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

4) осуществления лицом предпринимательской деятельности;

5) вхождения лица в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия также в случае непринятия лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное ему лицо.

Организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции.

Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Источник: https://www.mibs-vlz.ru/pravovoy-ugolok/otvetstvennost-za-korruptsionnie-deystviya

Об ответственности за совершение коррупционных правонарушений и преступлений — г. Свирск

Уголовный штраф за коррупционное преступление

Как определено Федеральным законом «О противодействии коррупции», коррупция — это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами и совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица (ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ «О противодействии коррупции»).

Согласно ст.

 13 ФЗ «О противодействии коррупции», граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Физическое лицо, совершившее коррупционное правонарушение, по решению суда может быть лишено в соответствии с законодательством Российской Федерации права занимать определенные должности государственной и муниципальной службы.

Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения установлена ст.

 14 ФЗ «О противодействии коррупции», которая предусматривает, что в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

По фактам противоправных действий должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления заявитель может обратиться в прокуратуру города, следственный отдел Следственного комитета Российской Федерации, в полицию либо УФСБ России.

Существуют следующие виды ответственности за коррупционные правонарушения и преступления.

Административная ответственность за коррупционные правонарушения. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) устанавливает административную ответственность за правонарушения коррупционного характера, в том числе предусмотренных статьями 7.27, 7.29 — 7.32, 7.32.3, 13.11, 13.14, 15.21, 19.28, 19.29 КоАП РФ, а именно:

  • мелкое хищение (в случае совершения соответствующего действия путем присвоения или растраты);
  • нарушение порядка размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков;
  • использование служебной информации на рынке ценных бумаг;
  • нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных);
  • разглашение информации с ограниченным доступом;
  • получение незаконного вознаграждения от имени юридического лица;
  • незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего) и другие.

За совершение административных правонарушений коррупционной направленности могут налагаться и применяться следующие административные наказания:

  • административный штраф;
  • административный арест;
  • дисквалификация.

Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности. Уголовная ответственность за преступления коррупционной направленности установлена Уголовным кодексом Российской Федерации (далее — УК РФ).

К преступлениям коррупционной направленности относятся противоправные деяния, связанные со злоупотреблением служебным положением, дачей взятки, получением взятки, злоупотреблением полномочиями, коммерческим подкупом либо иным незаконным использованием физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица (глава 23 и глава 30 УК РФ).

За преступления коррупционной направленности УК РФ предусмотрены следующие виды наказаний:

  • штраф;
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
  • обязательные работы;
  • исправительные работы;
  • принудительные работы;
  • ограничение свободы;
  • лишение свободы на определенный срок.

Гражданско-правовая ответственность за коррупционные правонарушения.

Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, в том числе совершением коррупционного преступления (правонарушения), подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии с положениями статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда.

Лицо, причинившее вред, может быть освобождено от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Согласно статье 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Дисциплинарная ответственность за коррупционные правонарушения. Это нарушения законодательных запретов, требований и ограничений, установленных для государственных, муниципальных служащих и работников в целях предупреждения коррупции, которые являются основанием для применения дисциплинарных взысканий или увольнения в связи с утратой доверия.

За несоблюдение гражданским и муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральными законами от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, налагаются следующие взыскания:

  • замечание;
  • выговор;
  • предупреждение о неполном должностном соответствии;
  • увольнение в связи с утратой доверия.

Так, в соответствии со ст. 27.1. Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», муниципальный служащий подлежит увольнению с муниципальной службы в связи с утратой доверия в случаях совершения следующих правонарушений:

  • непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов;
  • непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений.

Старший помощник прокурора
младший советник юстиции Н.А. Шевченко

Источник: https://svirsk.ru/ob-otvetstvennosti-za-sovershenie-korrupcionnyh-pravonarushenij-i-prestuplenij/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.