Указ 1500 о помиловании

Количество помилованных должно увеличиться

Указ 1500 о помиловании

17 декабря 2020 г. 17:19

14 декабря Президент РФ утвердил новое положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании

Указ Президента Российской Федерации от 14 декабря 2020 г. № 787 «О некоторых вопросах деятельности комиссий по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» вступил в силу в тот же день.

Теперь в положении о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании прямо указано, что этот институт применяется к условно осужденным, освобожденным по УДО и получившим отсрочку от отбывания наказания. Вице-президент ФПА РФ Владислав Гриб считает, что максимальный учет всех мнений, зафиксированный в новом положении, может оцениваться исключительно как шаг вперед.

По словам советника ФПА РФ Евгения Рубинштейна, незначительное изменение правил рассмотрения ходатайств о помиловании не повлияет на практику применения данного института.

Как сообщает «АГ», данным документом скорректирован также Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации».

В частности, среди основных задач таких комиссий теперь фигурирует контроль за соблюдением права просить о помиловании.

Кроме того, если ранее состав комиссии обновлялся на треть один раз в два года, то теперь ротация будет происходить раз в 5 лет.

В новом положении о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании прямо указано, что этот институт применяется к освобожденным условно-досрочно (в течение оставшейся неотбытой части наказания), условно осужденным и тем, кто получил отсрочку от отбывания наказания.

«Новые правила рассмотрения ходатайств о помиловании позволят применять их в отношении большего круга лиц.

Об этом свидетельствует расширение перечня лиц, по отношению к которым Президент РФ может издать указ о помиловании», – пояснил советник Федеральной палаты адвокатов РФ Евгений Рубинштейн.

Несколько изменились правила рассмотрения в комиссии ходатайств о помиловании. Перечень обстоятельств, которые она могла принять во внимание, и раньше не был закрытым.

Но теперь в него включены обращения о помиловании, поступившие от любых лиц, в том числе родственников, адвокатов осужденных и представителей общественных организаций.

Также комиссия должна учитывать мнения потерпевших или их родственников и возможность ресоциализации осужденного. «Максимальный учет всех мнений может оцениваться исключительно как шаг вперед. Отмечу, что эти комиссии состоят из активных членов общества.

Ротация на треть будет осуществляться раз в 5 лет, что позволит, с одной стороны, пополнять комиссии новыми лицами, а с другой –сохранять преемственность авторитетных правозащитников», – считает вице-президент ФПА РФ Владислав Гриб.

Адвокат МКА «Князев и партнеры» Алексей Сердюк также обратил внимание на то, что теперь мнение потерпевших или их родственников будет играть определенную роль при оценке самой возможности помилования.

«На мой взгляд, нововведение в полной мере соответствует идее восстановления социальной справедливости как цели наказания: необходимо учитывать мнение лица, пострадавшего от преступления, при смягчении уголовной репрессии для посягающего, – отметил он.

– Кроме того, при рассмотрении также будут учитываться обращения представителей общественных организаций, а также иных лиц.

Принимая во внимание развитие института омбудсмена в сфере предпринимательской деятельности и организаций, оказывающих поддержку лицам, отбывающим наказание в виде реального лишения свободы, думаю, что подобные обращения будут дополнительным аргументом для принятия положительного решения по ходатайству».

Скорректированы и многие другие нормы прежнего положения. Так, если ранее указ Президента РФ о помиловании направлялся высшему должностному лицу региона, а также в МВД, территориальный орган ФСИН и администрацию учреждения, где осужденный отбывает наказание, в течение двух дней после издания, то сейчас этот срок увеличен до пяти рабочих дней.

Кроме того, появился новый раздел – об информационном взаимодействии по вопросам помилования. В соответствии с п.

28 положения Минюсту и МВД по согласованию с Генпрокуратурой, ФСБ и рядом других ведомств предстоит утвердить совместный нормативный акт об оперативном обмене информацией о лицах, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях и обратившихся с ходатайствами о помиловании. Администрация президента не реже одного раза в квартал будет представлять главе государства обобщенные сведения о таких ходатайствах. «Безусловно, обмен информацией осуществлялся и ранее, однако Президент ориентирует правоприменителя именно на оперативный обмен сведениями. Представляется, что своевременность в данном вопросе – залог эффективной реализации прав осужденных на помилование», – подчеркнул Алексей Сердюк.

Однако, по мнению Евгения Рубинштейна, в большей степени имеет значение не формальная нормативная регламентация, а отношение Президента к помилованию в целом и к каждому лицу, направившему соответствующее ходатайство.

«В последние годы институт помилования практически перестал функционировать. По пальцам одной руки можно было пересчитать лиц, которых помиловал Президент РФ, за каждый год начиная с 2013-го.

Поэтому незначительное изменение правил рассмотрения ходатайств о помиловании не повлияет на практику применения данного института», – уверен он.

Владислав Гриб полагает, что институт помилования все-таки работает. «Но мы, адвокаты, да и граждане России, рассчитываем на то, что помилованных будет больше.

Вместе с тем, в отличие от амнистии, которая имеет характер массового явления, помилование проходит в индивидуальном порядке.

На мой взгляд, учитывая число осужденных, которые в данный момент отбывают наказание, количество помилованных должно увеличиться», – заключил он.

Екатерина Коробка
kremlin.ru

Источник: https://fparf.ru/news/fpa/kolichestvo-pomilovannykh-dolzhno-uvelichitsya/

Помилование. Как, кого и когда миловал Президент РФ

Указ 1500 о помиловании

Сразу же, в начале статьи привожу инфографику о количестве осужденных и помилованных за разные периоды правления трёх Президентов.

Источник: диссертация Натальи Елисеевой «Рецидив среди помилованных и деятельность органов внутренних дел по его предупреждению»

Резкое снижение количества помилованных вызвано мнением, в прошлом офицера ФСБ, Виктора Иванова о том, что комиссия излишне милосердна, миловать нужно только в исключительных случаях, а принимать подобные решения должны далеко не писатели и врачи.

Виктор Иванов — российский чиновник, приближенный Владимира Путина. Работал в управлении КГБ по Ленинграду, после увольнения в запас в 1994 году устроился в мэрию Санкт-Петербурга, где работал вместе с Путиным.

За первые 8 месяцев своего правления, включая временно исполняющего обязанности, Владимир Путин помиловал 12836 человек, установив рекорд.

Благодаря Иванову бал подготовлен проект реформы института помилования, после которого был разработан и подписал Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2001 г. № 1500 “О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации”. Иванов сам решал, какое прошение передать Президенту, а какое отправить в архив.

5 инстанций, которые должно пройти прошение

Если при Ельцине прошение подавалось напрямую в Комиссию по помилованию при Президенте РФ, то у Путина другой порядок. Своим Указом он создал в каждом субъекте РФ свою комиссию, которая формируется из конкретных лиц Указом высшего должностного лица субъекта РФ. Как это происходит на примере Свердловской области:

  1. Осужденный пишет прошение в администрацию исправительного учреждения на имя Президента РФ.
  2. У администрации колонии есть 10 дней за преступления, совершенные впервые, небольшой и средней тяжести; 20 дней за все остальные совершенные преступления.
  3. Далее, эти материалы (прошение, личное дело, характеристики и прочее) направляются в ГУ ФСИН по Свердловской области для регистрации и перенаправляют в Комиссию по вопросам помилования Свердловской области. Срок на регистрацию жалобы 5 и 7 дней (соответственно предыдущему пункту) с момента получения.
  4. Когда Комиссия получит материалы из ГУ ФСИНа, у нее есть 30 дней на рассмотрение прошения и подготовки заключения Губернатору Свердловской области.

Губернатор Свердловской области – Евгений Куйвашев

После всей отработанной бюрократии, исход помилования зависит от двух высших должностных лиц субъекта РФ и самой РФ:

  1. Губернатор представляет это заключение Президенту РФ.
  2. Путин принимает решение.

При том, их действия ничем не ограничены и нет каких либо обязательств по их исполнению. Сроки могут быть как самыми скорыми, так и затянуться до бесконечности.

Фактически треть всех помилований в России с 2012 года, то есть с начала нового путинского срока, имеет названные политические причины. К очевидно политическим относится решение о помиловании Михаила Ходорковского, бывшего владельца нефтяной компании ЮКОС.

О помиловании Ходорковского заговорили почти сразу после приговора, но с самого начала власть дала понять, что это вопрос не милосердия, а политики. Путин заявил, что обязательное условие помилования Ходорковского — признание вины .

Ходорковский отказывался признаваться и пробыл в тюрьме больше десяти лет — до тех пор, пока его адвокату не сообщили, что признание больше не требуется.

Путин подписал указ — а пресс-секретарь президента Дмитрий Песков тут же сообщил, что сам факт ходатайства нужно рассматривать как признание вины: «Если просит о помиловании, значит, признает вину». Цитата взята с медиа-ресурса proekt.media.

“Медведевская” оттепель помилования

Д. Медведев

Можно заметить, внимательно изучив документы статистики, Путин миловал убийц, а Медведев – воров. За третий срок Владимир Владимирович, если отсечь “политических” помилований, помиловал только 17 человек. За время президентства Дмитрия Анатольевича было помиловано больше людей, чем за второй, третий и четвертый сроки Путина, но не на много.

Сведения: Росстат, Судебный департамент при Верховном суде

Учитывая положения статьи 50 Конституции РФ, Президент РФ вправе помиловать не только путем освобождения от уголовного наказания в виде лишения свободы, но и также от любого другого вида наказания, например штрафа или обязательных работ. Но Конституционный Суд РФ не признавал Указ Президента № 1500 несоответствующим Конституции РФ, который не предусматривает помилование от более мягких наказаний.

Надо помнить, что случись чудо, родного и близкого человека милует милует сам Президент РФ, то это не будет являться реабилитирующим основанием. Компенсации никто не заплатит и все денежные взыскания придется заплатить рано или поздно.

Последние несколько лет Владимир Путин, находясь на посту Президента РФ обещает подумать над тем, как улучшить комиссии и избавиться от излишней бюрократии.

Если просить о помиловании, то нужно заручиться поддержкой родных и близких, общественности и депутатов, гос.органов и духовенства. В этом случае “мизерные” шансы увеличатся, но тоже не на много.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5b82e7a8d83c5800ae7e04aa/pomilovanie-kak-kogo-i-kogda-miloval-prezident-rf-5e8374e713cc2b78dcfa989b

Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500

Указ 1500 о помиловании

Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500
“О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации”

16 марта 2007 г., 19 мая 2009 г., 25 июня 2012 г., 7 декабря 2016 г., 14 декабря 2020 г.

В целях совершенствования механизма реализации конституционных полномочий Президента Российской Федерации по осуществлению помилования, обеспечения участия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и общественности в рассмотрении вопросов, связанных с помилованием, постановляю:

1. Образовать на территориях субъектов Российской Федерации комиссии по вопросам помилования.

2. Установить, что основными задачами комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации являются:

предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании, поданных осужденными, находящимися на территории субъекта Российской Федерации, а также поступивших от лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую или непогашенную судимость;

подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

абзац утратил силу с 14 декабря 2020 г. – Указ Президента России от 14 декабря 2020 г. N 787

подготовка предложений о повышении эффективности взаимодействия учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иных государственных органов, органов местного самоуправления, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание;

осуществление контроля за соблюдением права лица просить о помиловании.

3. Установить, что:

состав комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации и председатель комиссии утверждаются высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

в состав комиссии входят не менее 11 человек;

членами комиссии могут быть граждане Российской Федерации, имеющие высшее образование, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию;

решение комиссии считается правомочным, если на ее заседании присутствуют не менее половины членов комиссии. Решения принимаются большинством присутствующих на заседании членов комиссии. При равенстве членов комиссии голос председателя комиссии является решающим;

состав комиссии обновляется на одну треть один раз в пять лет.

Предусмотреть, что не менее двух третей состава комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации формируется из представителей общественности. Члены комиссии осуществляют свою деятельность на общественных началах.

5. Упразднить Комиссию по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации.

6. Утратил силу.

7. Признать утратившими силу:

Указ Президента Российской Федерации от 12 января 1992 г. N 17 “О Комиссии по вопросам помилования” (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 4, ст.154);

распоряжение Президента Российской Федерации от 27 февраля 1992 г. N 84-рп “О Комиссии по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации”;

распоряжение Президента Российской Федерации от 16 марта 1994 г. N 137-рп “О некоторых вопросах деятельности Комиссии по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации” (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1994, N 12, ст.879);

распоряжение Президента Российской Федерации от 30 декабря 1999 г. N 523-рп “О Комиссии по вопросам помилования при Президенте Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 2, ст.216);

распоряжение Президента Российской Федерации от 25 сентября 2000 г. N 410-рп (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 40, ст.3953).

8. Главному государственно-правовому управлению Президента Российской Федерации в месячный срок представить предложения по приведению нормативных правовых актов Президента Российской Федерации в соответствие с настоящим Указом.

9. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской ФедерацииВ.Путин

Москва, Кремль

28 декабря 2001 г.

N 1500

Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации
(утв. Указом Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500)

16 марта 2007 г., 19 мая 2009 г., 25 июня 2012 г., 7 декабря 2016 г.

Пункт 4 Указа, утвердивший настоящее Положение, утратил силу с 14 декабря 2020 г. – Указ Президента России от 14 декабря 2020 г. N 787

Источник: https://base.garant.ru/12125251/

Совет при Президенте Российской Федерациипо развитию гражданского общества и правам человека

Указ 1500 о помиловании

Проект

Указ Президента Российской Федерации

О внесении изменения и дополнений в Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 (с изменениями от 16 марта 2007 г., 19 мая 2009 г.) и в Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании, утвержденное

Исходя из того, что помилование представляет собой гуманистический акт высшей власти, учитывая, что полномочия по помилованию согласно Конституции Российской Федерации принадлежат исключительно главе государства и не могут быть делегированы кому бы то ни было, принимая во внимание, что конституционное право ходатайствовать о помиловании принадлежит каждому осужденному, является абсолютным и не может быть ограничено нормативно ни при каких условиях, учитывая, что при исчерпании национальных средств обжалования приговоров в российской судебной системе отсутствуют эффективные правовые средства для исправления судебных ошибок, связанных с незаконным и необоснованным осуждением, учитывая, что согласно государственным программам продолжается реформирование института пересмотра судебных актов с целью обеспечить максимальное устранение незаконных и необоснованных приговоров по уголовным делам, учитывая неудовлетворительное состояние условий содержания под стражей осужденных к лишению свободы, принимая во внимание низкое качество тюремной медицины, повторяющиеся факты гибели лиц, подвергшихся аресту в качестве меры пресечения, и рост заболеваемости среди отбывающих наказание, связанное с лишением свободы, обращая внимание на выявляемые правозащитными организациями факты нарушения прав граждан, содержащихся под стражей, исходя из сокращающегося в последние годы числа помилованных лиц, а также из нерешенности задачи социально обоснованной декриминализации ряда преступлений ненасильственного характера, Внести в Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500 (с изменениями от 16 марта 2007 г., 19 мая 2009 г.) следующие изменения и дополнения: 1) изложить пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500 в следующей редакции: «2. Установить, что основными задачами комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации являются: подготовка материалов к рассмотрению ходатайств лиц, осужденных на основании вступившего в законную силу приговора суда Российской Федерации, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, а также отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость, в целях их представления Президенту Российской Федерации; осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта Российской Федерации указов Президента Российской Федерации по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных; подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта Российской Федерации, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание. 2) дополнить Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500 пунктом следующего содержания: «Главному государственно-правовому управлению Администрации Президента Российской Федерации в месячный срок подготовить предложения по утверждению Распоряжения Президента Российской Федерации о порядке представления и рассмотрения материалов комиссиями по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации (далее – комиссии), которым, в частности, должна регламентироваться обязанность сообщать осужденному или лицу, отбывшему назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость, защитнику осужденного, его законному представителю, о результатах рассмотрения ходатайства по существу, а в случае решения об отказе в удовлетворении ходатайства – о мотивах отказа.». Внести в Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 г. N 1500, следующие изменения и дополнения: 3) дополнить пункт 1 Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании после слов«осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость» словами: «, защитника осужденного, его законного представителя, а также при наличии ходатайства со стороны органов и организаций или со стороны авторитетных общественных деятелей в отношении помилования определенного лица или группы лиц». 3) заменить в подпункте а) пункта 2 Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании слова «… и отбывающих наказание на территории Российской Федерации» на слова «для отбывания наказания на территории Российской Федерации». 4) изложить последний абзац пункта 2 Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в следующей редакции: «При этом помилование как правило не применяется в отношении осужденных: а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения; б) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования. 5) изложить пункт 4 Положения в следующей редакции: «Ходатайство о помиловании регистрируется в день его подачи администрациейучреждения или органа, где на данный момент находится лицо, ходатайствующее о помиловании, в специальном журнале учета ходатайств о помиловании, о чем сообщается заявителю под расписку на копии соответствующего сопроводительного письма. Отказ в направлении ходатайства о помиловании не допускается. В случаях, когда ходатайствующее о помиловании, в том числе о снятии судимости, лицо не отбывает наказание в месте принудительного содержания под стражей, ходатайство направляется заявителем в соответствующее учреждение федерального органа пробации по контролю и надзору либо самостоятельно в комиссию по месту жительства заявителя. 6) в первом абзаце пункта 5 слова «в территориальный орган уголовно-исполнительной системы» заменить словами «в комиссию». 7) во втором абзаце пункта 5 исключить подпункт г), считать подпункт д) подпунктом г), подпункт е) подпунктом д), подпункт ж) подпунктом е), подпункт з) подпунктом ж), изложив его в следующей редакции: «ж) представление администрации учреждения или органа, где на данный момент находится лицо, ходатайствующее о помиловании, либо учреждения федерального органа пробации по контролю и надзору (далее – администрация учреждения), содержащее сведения из личного дела осужденного, относящиеся к обстоятельствам отбывания им наказания.». 8) исключить пункты 6 и 7 Положения; 9) считать пункт 8 Положения пунктом 6, изложив его в следующей редакции: «6. Комиссия не позднее чем через 30 дней со дня получения ходатайства о помиловании представляет материалы, относящиеся к применению акта помилования в отношении осужденного в Администрацию Президента Российской Федерации. Комиссия вправе изложить в представлении мнения ее членов о желательности применения акта помилования к осужденному. Администрация Президента Российской Федерации не позднее чем через 15 дней со дня поступления указанных материалов представляет Президенту Российской Федерации все поступившие сведения и материалы о ходатайствах о помиловании.». 10) считать пункт 9 Положения пунктом 7, изложив его в следующей редакции: «7. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) издает Положение о порядке учета ходатайств о помиловании и иных материалов, поступивших в комиссии, и их направления Президенту Российской Федерации, которым также регламентируется порядок информирования осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего неснятую судимость, либо защитника осужденного, его законного представителя. В случае, если комиссией принято решение об отказе в принятии ходатайства о помиловании по основаниям, связанным с недостатками в оформлении ходатайства, данный порядок должен предусматривать сроки повторного рассмотрения после устранения указанных недостатков.». 11) считать пункт 10 Положения пунктом 8, изложив его в следующей редакции: «8. Список лиц, представленных комиссией Президенту Российской Федерации для рассмотрения ходатайств об их помиловании, подлежит опубликованию в средствах массовой информации соответствующего субъекта Российской Федерации в месячный срок со дня принятия такого решения. Опубликованию подлежит информация, содержащая фамилию и инициалы каждого осужденного, в отношении которого поставлен вопрос о помиловании, а также указание на статью уголовного закона, по которой он осужден. При этом комиссия вправе также обнародовать мотивы, которыми она руководствуется, высказывая свое мнение в пользу решения о помиловании. 12) считать пункт 11 Положения пунктом 9, изложив его в следующей редакции: «9. В случае перевода осужденного, подавшего ходатайство о помиловании, в другое учреждение, исполняющее наказание, освобождения его от отбывания наказания, а также изменения иных обстоятельств, имеющих существенное значение для решения вопроса о помиловании, администрация учреждения обязана уведомить об этом комиссию, а также Администрацию Президента Российской Федерации. 13) считать пункт 12 Положения пунктом 10, изложив его в следующей редакции: «10. При рассмотрении Президентом Российской Федерации ходатайства о помиловании по существу принимаются во внимание: а) обстоятельства осуждения и отбывания или исполнения наказания ходатайствующего лица, а также применение ранее в отношении него акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания; б) срок отбытого (исполненного) наказания; в) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст; г) другие обстоятельства, если осужденный или комиссия сочтут их существенными для рассмотрения ходатайства». 14) считать пункт 13 Положения пунктом 11 изложив его в следующей редакции: «11. При представлении Президенту Российской Федерации ходатайства о помиловании комиссия вправе запросить от администрации учреждения, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Указанные органы обязаны направить ответ на запрос комиссии не позднее чем через семь дней со дня получения запроса в отношении лица, впервые осужденного за преступление небольшой или средней тяжести и не позднее чем через десять дней – в отношении лица, осужденного за тяжкое или особо тяжкое преступление.» 15) считать пункт 16 Положения пунктом 14, заменив в нем слова «не ранее чем через год» словами «не ранее чем через полгода».

16) Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации
Д.А. Медведев

К оглавлению ↑

Источник: http://president-sovet.ru/documents/read/237/

Президент помилует… всех… кто до него дойдет

Указ 1500 о помиловании

Основная регламентация уголовно-правового института помилования должна быть всё-таки в уголовном, а не в ином законе, тем более в подзаконных актах, ввиду общих положений Уголовного кодекса:  

– «Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса» (ч. 1 ст. 1 УК РФ); 

– «Преступность деяния, а также его наказуемость и иные уголовно-правовые последствия определяются только настоящим Кодексом» (ч. 1 ст. 3 УК РФ). 

Однако в нашем уголовном законе установлено лишь то, что «помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица» (ч. 1 ст. 85 УК РФ).

И в другом, смежном законе – уголовно-исполнительном, «развивается», что «осужденный вправе обратиться к Президенту Российской Федерации с ходатайством о помиловании… через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание» (ст.

176 УИК РФ). Законодательно о помиловании, вроде, и всё… 

Основная же регламентация института помилования содержится в подзаконном акте – Указе Президента РФ от 28 декабря 2001 г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (далее Указ № 1500). 

Согласно Указу № 1500 Президент РФ осуществляет помилование только тех осужденных, по материалам которых:  

Во-первых: получены положительные сведения и дополнительные документы от администрации учреждения, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. 

Во-вторых: дано положительное заключение комиссии по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации (только ходатайство о помиловании в виде снятия судимости направляется заявителем самостоятельно в комиссию по вопросам помилования на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства заявителя, остальные направляются администрацией учреждения или органом, исполняющим наказание по месту его отбывания). 

В-третьих: Президенту внесено представление высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).  

Вот такое уголовно-правовое «горнило»… для общего начала.      

Этим же Указом № 1500 утверждено Положение о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации, в соответствии с п. 2 которого в Российской Федерации… «помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных»:

а) совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения;

б) злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания;

в) ранее освобождавшихся от отбывания наказания условно-досрочно;

г) ранее освобождавшихся от отбывания наказания по амнистии;

д) ранее освобождавшихся от отбывания наказания актом помилования;

е) которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием».

При этом в п. 12 Положения установлено, что при рассмотрении ходатайства о помиловании принимаются во внимание:

а) характер и степень общественной опасности совершенного преступления;

б) поведение осужденного во время отбывания или исполнения наказания;

в) срок отбытого (исполненного) наказания;

г) совершение осужденным преступления в период назначенного судом испытательного срока условного осуждения;

д) применение ранее в отношении осужденного акта амнистии, помилования или условно-досрочного освобождения от наказания;

е) возмещение материального ущерба, причиненного преступлением;

ж) данные о личности осужденного: состояние здоровья, количество судимостей, семейное положение, возраст;

з) другие обстоятельства, если комиссия сочтет их существенными для рассмотрения ходатайства. 

Думается, что данным нормам уголовно-правового характера надлежащее место в УК РФ в соответствии с приведенными вначале общими нормами уголовного закона. И как видим, практическая реализация законодательных положений о помиловании совсем не оптимистична.

При том, что существует еще и очень содержательный Приказ Министерства юстиции РФ от 8 апреля 2015 г.

№ 83 «Об утверждении Инструкции об организации работы учреждений и органов уголовно-исполнительной системы с ходатайствами осужденных о помиловании»…  

Источник: https://zakon.ru/blog/2019/04/30/prezident_pomiluet_vseh_kto_do_nego_dojdet

Нормативные материалы по вопросам помилования

Указ 1500 о помиловании

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 50

3. Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

Статья 71

В ведении Российской Федерации находятся:

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности

Статья 89

Президент Российской Федерации:

в) осуществляет помилование

Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ

Статья 59. Смертная казнь

3. Смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет.

Статья 85. Помилование

1. Помилование осуществляется Президентом Российской Федерации в отношении индивидуально определенного лица.

2. Актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ

Статья 7. Основания исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера

Основаниями исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии.

Статья 113. Меры поощрения, применяемые к осужденным к лишению свободы

5. В отношении положительно характеризующихся осужденных может быть возбуждено ходатайство о помиловании.

Статья 172. Основания освобождения от отбывания наказания

Основаниями освобождения от отбывания наказания являются:

д) помилование или амнистия

Статья 176. Порядок обращения с ходатайством о помиловании

Осужденный вправе обратиться к Президенту Российской Федерации с ходатайством о помиловании. Ходатайство о помиловании осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание.

Статья 184. Общие положения исполнения наказания в виде смертной казни

2. При обращении осужденного с ходатайством о помиловании исполнение приговора суда приостанавливается до принятия решения Президентом Российской Федерации.

3. При отказе осужденного от обращения с ходатайством о помиловании администрация исправительного учреждения составляет акт в присутствии прокурора.

Указанный акт удостоверяется прокурором и направляется им в Верховный Суд Российской Федерации и Генеральную прокуратуру Российской Федерации для проверки уголовного дела и составления заключения, которое представляется Президенту Российской Федерации.

Исполнение приговора в этом случае приостанавливается до принятия решения Президентом Российской Федерации.

4. Основанием для исполнения наказания в виде смертной казни являются вступивший в законную силу приговор суда, а также решение Президента Российской Федерации об отклонении ходатайства осужденного о помиловании или решение Президента Российской Федерации о неприменении помилования к осужденному, отказавшемуся от обращения с ходатайством о помиловании.

Статья 185. Правовое положение осужденного к смертной казни

1. После вступления приговора суда в законную силу осужденный к смертной казни имеет право в установленном законом порядке обратиться с ходатайством о помиловании.

3. Осужденные к смертной казни, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу, но вопрос о помиловании не решен либо ходатайство которых о помиловании удовлетворено, до направления в исправительное учреждение для дальнейшего отбывания наказания содержатся в условиях, предусмотренных статьей 127 настоящего Кодекса.

4. Осужденные к смертной казни, в отношении которых ходатайство о помиловании отклонено или принято решение о неприменении помилования, до направления в соответствующие учреждения для исполнения приговора содержатся в условиях, предусмотренных частью пятой статьи 131 настоящего Кодекса.

Указ Президента РФ от 28.12.01 года № 1500 “О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации”

Распоряжение Администрации Президента Российской Федерации от 11 февраля 2002 года № 186 «О порядке исполнения Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации»

План реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации»

Поручение Президента Российской Федерации от 22 января 2002 года № 92 о помиловании женщин-матерей, имеющих детей, которые содержаться в домах ребенка при исправительных учреждениях.

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 11 февраля 2002 года № 47 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации»

Приказ Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации от 6 августа 2002 года № 174 «О внесении изменений в Инструкцию о работе специальных отделов (групп) исправительных колоний, воспитательных колоний и лечебных исправительных учреждений, утвержденную приказом ГУИН Минюста России от 25 мая 1999 года № 213 (в редакции приказа ГУИН Минюста России от 18 марта 2002 года № 67)»

Источник: https://www.donland.ru/activity/1926/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.