Упк органы предварительного следствия

Органы предварительного следствия

Упк органы предварительного следствия

Предварительное следствие в уголовном процессе РФ – это одна из форм предварительного расследования преступлений, которая подлежит осуществлению специализированными органами предварительного следствия – следователями Следственного комитета РФ, следователями ОВД, следователями органов федеральной службы безопасности.

Также, это деятельность, содержание  которой охватывает от начала и до конца стадию предварительного расследования.

Оно предназначено установить все обстоятельства по делу на досудебной стадии, которые подлежат доказыванию.

Именно предварительное следствие включило в себя максимум установленных законодательством гарантий, соблюдение комплекса прав и законных интересов личности на досудебной стадии уголовного судопроизводства.

Расследование преступлений признается основной функцией для органов предварительного следствия, содержание которой заключается в полном и быстром раскрытии преступлений, своевременном привлечении к ответственности всех лиц, которые виновны в их совершении, установлению предпосылок и условий, которые способствуют преступлениям, и принятию всех необходимых мер для их устранения.

Предварительное следствие может иметь место и по преступлениям, по которым в соответствие с действующим законодательством производство такового является необязательным. Следователь в этой ситуации имеет право преступить к уголовному судопроизводству, лишь в том случае, если это считают необходимым суд либо прокурор.  
Опиши задание

Следственный комитет как главный орган предварительного следствия

В ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» содержится определение Следственного комитета, включающее ряд его признаков как органа государства:

  • это федеральный государственный орган,  деятельность которого в пределах полномочий реализуется на всей российской территории
  • он реализует  полномочия  в  области уголовного судопроизводства  согласно   российскому законодательству.  

ФЗ «О Следственном комитете РФ» установил, что все руководство деятельностью созданного вновь следственного органа реализует Президент РФ.

В систему Следственного комитета входят:

  • непосредственно центральный аппарат комитета;
  • следственные главные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в т.ч. их подразделения по административным округам), а также приравненные к ним специализированные (в т.ч. военные) следственные отделы и следственные управления Следственного комитета;
  • следственные отделения и следственные отделы Следственного комитета по городам, районам и приравненные к ним, в т.ч. специализированные (в т.ч. военные) следственные подразделения комитета.

Следственный комитет РФ и подчиненные ему органы осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о наиболее тяжких преступлениях против личности (например, изнасилования, убийства) о налоговых преступлениях, тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних и др.

Основная задача  Следственного комитета – качественное расследование преступлений согласно подследственности, которая установлена уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Основные функции Следственного комитета:

  • обеспечение законности при проверке, регистрации, приеме донесений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, проведении предварительного расследования, а также принятие мер, которые направлены на защиту свобод и прав гражданина и человека, охраняемых законом интересов государства и общества;
  • обеспечение по уголовным делам досудебного производства;
  • выявление тех обстоятельств, которые способствуют совершению преступлений, и также введению мер по уничтожению этих обстоятельств;
  • осуществление и организация процессуальной проверки и контроля деятельности следственных нижестоящих органов Следственного комитета и их должностных лиц, управление имеющимися средствами и силами в интересах качественного и оперативного проведения предварительного следствия по уголовным делам;
  • разработка и внедрение в практику технико-криминалистических современных методик и средств расследования преступлений;
  • изучение, анализ и обобщение практики расследования преступлений, распространение опыта следственной работы;
  • ведение и формирование криминалистических учетов, баз данных информации;
  • осуществление и организация судебно-экспертной деятельности, взаимодействие с научно-исследовательскими и экспертными учреждениями;

Иные следственные органы

В России существуют также специализированные следственные органы Следственного комитета – военные следственные органы. Сверху по лестнице иерархии, находится Главное военное следственное управление, которое вошло в центральный аппарат Следственного комитета.

Главному военному следственному управлению подчиняются военные следственные управления по военным флотам и округам,  а также ракетным войскам стратегического назначения. Нижестоящим звеном являются военные следственные отделы по военным соединениям и гарнизонам.

Также в России имеются специализированные следственные отделы:  природоохранные следственные отделы и отделы на особо режимных объектах, которые формируются на правах районных отделов и обладают должными полномочиями.

В системе МВД Российской Федерации следственные органы  представлены Следственным департаментом МВД России и подвластными ему структурами.

Основными задачами Следственного департамента МВД России являются:

  • руководство деятельностью органов предварительного следствия в системе МВД России в целях обеспечения объективного, всестороннего и полного расследования
  • осуществление взаимодействия с органами государственной власти по вопросам, связанным с выявлением, предупреждением и расследованием преступлений
  • расследование наиболее сложных, а также представляющих повышенную общественную опасность и значимость преступлений 

Следователи органов ФСБ России ведут предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях против государственной безопасности, против общественной безопасности, о ряде преступлений в сфере экономической деятельности и др.

Основными задачами Следственного департамента ФСИН России являются:

  • контроль и обеспечение деятельности территориальных следственных органов ФСКН России;
  • организация и производство предварительного расследования по уголовным делам о преступлениях по контролю за оборотом наркотических и др.

Должностные лица всех этих органов непосредственно производят предварительное следствие по уголовным делам, отнесенным к их подследственности в соответствии с законом, а также выполняют иные полномочия.

Основными должностными лицами, наделенными полномочиями по осуществлению предварительного следствия, являются следователь и руководитель следственного органа.

Руководитель следственного органа – это должностное лицо, которое возглавляет соответствующее следственное подразделение, а также его заместитель.

Следователь же является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять предварительное следствие по конкретному уголовному делу.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/ugolovnyj-protsess/organy-predvaritelnogo-sledstvija/

Органы, осуществляющие предварительное следствие и их компетенция

Упк органы предварительного следствия

Предварительное следствие осуществляется следователями Следственного комитета, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, госнаркоконтроля. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры. В этом случае на них распространяются все полномочия следователей.

Круг дел, по которым обязательно проводится предварительное следствие, предусмотрен в ст. 150 УПК. В ст.151 устанавливается подследственность, т.е. определение того, какие конкретные категории дел должны расследоваться следователями различной ведомственной принадлежности.

Правила определения подследственности уголовных дел определяются в указанных статьях УПК примерно следующим образом:

  • следователи Следственного комитета уполномочены расследовать дела о посягательствах на жизнь и здоровье, конституционные права и свободы человека и гражданина, на порядок исполнения обязанностей по службе, в том числе военной (следователи военной прокуратуры), на некоторых должностных лиц государственных органов, в том числе ряда правоохранительных (судьи, прокуроры и следователи прокуратуры, должностные лица органов внутренних дел и др.), а равно о посягательствах, совершенных такими лицами;
  • следователи ФСБ — о наиболее опасных преступлениях против государственного строя и общественной безопасности (бандитизм, государственная измена, шпионаж и т. д.), а также о преступлениях террористического характера и преступлениях, связанных с проявлениями организованной преступности и коррупцией;
  • следователи органов госнаркоконтроля — о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;
  • следователи органов внутренних дел — о многочисленных других преступлениях (против собственности во всех ее формах, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств, системы налогообложения и т. д.).

Закон наделяет следователя необходимыми полномочиями. Он самостоятельно принимает большинство решений, связанных с производством следственных и иных процессуальных действий.

Однако в предусмотренных законом случаях его решения приобретают законную силу лишь после получения им санкции или согласия суда либо прокурора на совершение определенных действий (например, возбуждение уголовных дел, их прекращение по некоторым основаниям, заключение обвиняемого под стражу, продление срока предварительного следствия или содержания обвиняемого под стражей, контроль телефонных или иных переговоров, обыск жилого помещения).

Помимо этого следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному делу в письменном виде.

Но закон предусматривает и возможность для следователя при несогласии с указаниями прокурора, касающимися, скажем, привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого, объема его обвинения, прекращения производства расследования, передать дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.

После проверки доводов следователя вышестоящий прокурор либо отменяет указания нижестоящего прокурора, с которыми не согласен следователь, либо поручает дальнейшее следствие по делу другому следователю.

Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер.

Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве.

Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Следователями могут назначаться граждане Российской Федерации, имеющие, как правило, высшее юридическое или иное специальное образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности.

В зависимости от характера и содержания расследуемых уголовных дел, степени их сложности, уровня квалификации, накопленного опыта следователи занимают разное должностное положение.

Они могут называться следователями, старшими следователями, следователями по особо важным делам и старшими следователями по особо важным делам.

Такого наименования должностей сотрудников, наделенных полномочиями по осуществлению предварительного следствия, придерживаются во всех ведомствах, имеющих следственный аппарат.

Например, в прокуратурах районов, городов и автономных округов обычно работают следователи и старшие следователи; в прокуратурах республик, краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области — следователи, старшие следователи, следователи по особо важным делам; в Генеральной прокуратуре РФ — старшие следователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам и старшие следователи. Примерно таким же образом распределяются следователи по своим должностным наименованиям в военной и специализированных прокуратурах, а также в органах внутренних дел, федеральной службе безопасности и органах Госнаркоконтроля РФ.
Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы системы структурных подразделений, которые принято именовать следственными аппаратами.

На среднем уровне (республика, край, область, город федерального значения и т. д.) следователи практически во всех ведомствах объединяются, в зависимости от объема работы и числа работающих, в подразделения, которые называются по-разному: группы, части, отделения, отделы и даже управления.

В субъектах РФ организуются:

  1. главные следственные управления;
  2. следственные управления или следственные отделы при соответствующих органах внутренних дел.

Такого рода подразделения создаются также при органах внутренних дел на транспорте, особо важных и режимных объектах.

Их возглавляют начальники, которые одновременно являются заместителями руководителей соответствующих органов внутренних дел, назначаемыми на должность или освобождаемыми от нее Министром внутренних дел РФ по представлению начальника Следственного комитета. На основном уровне (в городах, районах и т. д.) могут быть образованы управления, отделы, отделения, группы.

Следственные подразделения высшего и среднего уровней выполняют в основном две функции:

  • осуществляют предварительное следствие по наиболее сложным делам;
  • оказывают содействие следователям, работающим в нижестоящих структурах своего ведомства.

Такое содействие может проявляться в оказании методической помощи в раскрытии конкретных преступлений, повышении квалификации следователей, разъяснении нового законодательства, когда в этом есть необходимость, ознакомлении с научно-техническими новинками, которые могут быть использованы в следственной работе, и т. д.

Следователи, работающие во всех названных выше ведомствах, имеют не только соответствующие должностные наименования, но и классные чины (прокуратура), специальные звания (органы внутренних дел и органы госнаркоконтроля) и воинские звания (федеральная служба безопасности и военная прокуратура). Присваиваются чины и звания с учетом занимаемой должности, выслуги лет, отношения к работе и других факторов.

Для характеристики органов предварительного следствия весьма важно знать, что к какому бы ведомству ни принадлежал конкретный следователь, каким бы он ни обладал классным чином, воинским или специальным званием, какую бы должность он ни занимал (будь-то следователя, старшего следователя, следователя по особо важным делам и т. д.) — при расследовании конкретного уголовного дела он обязан подчиняться единым требованиям законов, в первую очередь требованиям, предусмотренным Конституцией РФ и УПК.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/organi-osuschestvlyaiuschie-predvaritelnoe-sledstvie-i-ich-kompetentsiya

Предварительное следствие

Упк органы предварительного следствия

Источник: Предварительное следствие

Понятие предварительного следствия

В предыдущих статьях были рассмотрены вопросы, касающиеся такой стадии в уголовном процессе, как возбуждение уголовного дела.

Настоящая публикация открывает серию консультаций, посвященных стадии предварительного расследования.

Предварительное расследование – это регламентированная УПК РФ деятельность органов дознания и предварительного следствия по установлению и изобличению лиц, виновных в совершении преступления, обеспечению обоснованного привлечения их в качестве обвиняемых и установлению всех обстоятельств совершенного преступления для правильного разрешения уголовного дела.

Предварительное расследование осуществляется в двух формах: после возбуждения уголовного дела следователь приступает к производству предварительного следствия, а орган дознания по уголовным делам, указанным в ч. 3 ст. 150 УПК РФ, осуществляет дознание.

Основной формой предварительного расследования является предварительное следствие. Оно проводится по подавляющему большинству уголовных дел.

Предварительное следствие производится следователями согласно подследственности, установленной частью 2 статьи 151 УПК РФ.

Органы предварительного следствия

К органам предварительного следствия УПК РФ относит следующие:

– Следственный комитет РФ,

– следственные подразделения органов внутренних дел;

– следственные органы Федеральной службы безопасности

– следователей Федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотических средств.

Срок предварительного следствия

Говоря об общей характеристике предварительного следствия, прежде всего, необходимо рассмотреть вопрос о его сроках, установленных законом, поскольку несоблюдение сроков предварительного следствия является одним из существенных нарушений уголовно-процессуального законодательства.

Так, в ст. 6.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ законодатель констатировал, что обстоятельства, связанные с организацией работы органов дознания, следствия, прокуратуры и суда, а также рассмотрение уголовного дела различными инстанциями не может приниматься во внимание в качестве оснований для превышения разумных сроков осуществления уголовного судопроизводства (ч. 4).

По общему правилу предварительное следствие по уголовному делу должно быть окончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

Началом срока предварительного следствия считается время со дня возбуждения уголовного дела (включительно).

Окончанием срока предварительного следствия считается (включительно):

– день его направления прокурору с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера;

– день вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу.

Следует также отметить, что в срок предварительного следствия не включается:

– время на обжалование следователем решения прокурора о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного следствия, изменения объема обвинения либо квалификации действий обвиняемых или пересоставления обвинительного заключения и устранения выявленных недостатков (п. 2 ч. 1 ст. 221 УПК РФ);

– время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено (ст.208 УПК РФ).

Ст. 6.1. УПК РФ допускает продление этого срока лишь при условии, что уголовное преследование, назначение наказания и прекращение уголовного преследования должны осуществляться в разумный срок.

Не вдаваясь в научные дискуссии о начале и окончании разумного срока уголовного судопроизводства, возьмем за их основу конкретные процессуальные сроки, которые предусмотрены УПК РФ для предварительного расследования.

При соблюдении условия «разумности» срок предварительного следствия может быть продлен в следующем порядке:

– до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа;

– до 12 месяцев руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями, по уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность;

– дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем – Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

Если возникает необходимость продления срока предварительного следствия, следователь должен вынести соответствующее постановление и представить его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.

Срок дополнительного следствия устанавливается руководителем следственного органа и не может превышать одного месяца со дня поступления дела к следователю в случаях:

– возвращения прокурором уголовного дела срок для исполнения указаний прокурора;

– возобновления приостановленного или прекращенного уголовного дела либо возвращении уголовного дела для производства дополнительного расследования

– возвращения прокурором уголовного дела следователю в связи с возвращением дела прокурору судом.

Дальнейшее продление срока предварительного следствия производится на общих основаниях.

Следственные действия

Предварительное следствие связано с проведением следственных действий.

Следственные действия – это производимые в строгом соответствии с законом процессуальные действия, направленные на собирание (обнаружение, фиксацию и изъятие) и проверку доказательств.

Как правило, следственные действия проводятся по инициативе следователя, но могут быть проведены и по указанию руководителя следственного органа.

К числу следственных действий УПК РФ относит:

– осмотр (места происшествия, животных и их трупов, предметов и документов) и освидетельствование (осмотр живого лица);

– эксгумация (извлечение трупа из места захоронения) и осмотр трупа;

– обыск (в том числе, личный обыск) и выемку;

– допрос (потерпевшего, свидетеля, подозреваемого, обвиняемого, специалиста, эксперта) и очную ставку;

– предъявление для опознания:

– следственный эксперимент;

– проверку показаний на месте;

– контроль и запись переговоров;

– получение информации о соединениях между абонентами;

– назначение и производство судебной экспертизы.

Ряд из этих следственных действий можно проводить не только в ходе предварительного следствия, но и до возбуждения уголовного дела. К ним относятся: осмотр и освидетельствование, назначение и производство судебной экспертизы.

Производство следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав и свобод личности, требует от следователя вынесения постановления об их производстве (например, эксгумация, освидетельствование, обыск, выемка).

Ряд таких следственных действий может осуществляться только с разрешения суда. К ним, в частности, относятся:

– осмотр жилища при отсутствии согласия проживающих в нем лиц;

– обыск и выемка в жилище,

– выемка заложенной или сданной на хранение в ломбард вещи,

– личный обыск (за исключением личного обыска производимого при задержании лица или заключении его под стражу, а также при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, находящееся в помещении или ином месте, в котором производится обыск, скрывает при себе предметы или документы, которые могут иметь значение для уголовного дела);

– выемка предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях;

– наложение ареста на корреспонденцию, разрешение на ее осмотр и выемку в учреждениях связи;

– контроль и запись телефонных и иных переговоров;

– получение информации о соединениях между абонентами и абонентскими устройствами.

С этой целью следователь с согласия руководителя следственного органа возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление.

При производстве следственных действий следователь обязан обеспечить охрану прав и интересов граждан.

Запрещается совершать действия, унижающие честь и достоинство граждан или связанные с опасностью для их жизни и здоровья.

Недопустимо применение насилия, угроз и иных незаконных мер воздействия на участников следственных действий. Нельзя проводить следственные действия в ночное время, кроме случаев, не терпящих отлагательств.

В процессе следственных действий следователем должны приниматься меры к охране государственной тайны и неразглашению сведений об интимных сторонах жизни участвующих в них лиц.

Для проведения следственных действий следователь может привлекать специалиста.

Кроме того, для удостоверения факта производства следственного действия, а также его содержания, хода и результатов следователь может приглашать понятых. В некоторых случаях, специально оговоренных в законе, проведение следственных действий требует обязательного участия понятых

Ход и результаты следственного действия отражаются в протоколе следственного действия.

В следующих публикациях мы еще вернемся к теме следственных действий, что бы рассмотреть процессуальные и тактические особенности производства каждого из них.

Участники уголовного судопроизводства

Согласно определению, представленному законодателем в п. 59 ст. 5 Уголовно-процессуального кодекса РФ, участники уголовного судопроизводства – это лица, принимающие участие в уголовном процессе.

УПК РФ в зависимости от наличия собственных интересов, выполнения процессуальных функций, реализации соответствующих прав и осуществления возложенных на них обязанностей всех участников уголовного судопроизводства делит на следующие группы:

1. Суд

2. Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения:

– прокурор;

– следователь и руководитель следственного органа;

– орган дознания;

– дознаватель и начальник подразделения дознания;

– потерпевший;

– частный обвинитель;

– гражданский истец;

– представители потерпевшего, гражданского истца и частного обвинителя.

3. Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты:

– подозреваемый;

– обвиняемый;

– законные представители несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого;

– защитник;

– гражданский ответчик и его представитель.

4. Иные участники уголовного судопроизводства:

– свидетель;

– переводчик;

– понятой;

– эксперт;

– специалист.

В последующих публикациях мы более подробно рассмотрим процессуальный статус некоторых из вышеперечисленных участников уголовного судопроизводства.

P. S. В дополнение к данной консультации предлагаю ознакомиться с докладом на тему “Уголовное следствие в России: теория и практика”.

Также приглашаем посетить наш сайт “Адвокат в Краснодаре”, а если хотите получать новые советы и интересные публикации, обязательно ставьте лайки, делитесь материалами и подписывайтесь на канал. Наша задача – делиться с вами только полезной и актуальной информацией.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/advokatsidorov/predvaritelnoe-sledstvie-5c03d7dce31d0b03d6bb21f9

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.