Упк рф органы предварительного расследования

Органы, осуществляющие предварительное следствие, и их компетенция

Упк рф органы предварительного расследования

Предварительное следствие как одна из форм предварительного расследования является более сложной по сравнению с дознанием в силу того, что производится оно, как правило, по тяжким, особо тяжким составам преступлений.

Данная форма предварительного расследования относится к досудебной стадии уголовного судопроизводства, на которой следователь осуществляет уголовно-процессуальную деятельность по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются имеющие значение для дела обстоятельства.

Целью про ведения предварительного следствия является быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение и привлечение в качестве обвиняемых лиц, их совершивших, принятие мер по пресечению преступлений, выявление причин и условий, их способствовавших, а также обеспечение возмещение ущерба, причиненного преступлением.

Для производства предварительного следствия государство создает федеральные государственные органы и наделяет их соответствующей компетенцией по производству предварительного следствия.

В соответствии с УПК РФ предварительное следствие производится следователями:

— Следственного комитета РФ;

— органов федеральной службы безопасности;

— органов внутренних дел РФ;

— органов по контролю за незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ (ч. 2 ст. 151).

Предварительное следствие может производиться и руководителем следственного органа, обладающим в полном объеме всеми полномочиями следователя.

При производстве предварительного следствия необходимо учитывать, какие преступления вправе расследовать следователи.

В уголовном судопроизводстве обязанность следователя производить по тем или иным преступлениям соответствующие уголовно-процессуальные действия и предъявлять при наличии соответствующих оснований обвинение, в дальнейшем — обвинительное заключение от имени государства, понимается как подследственность.

Подследственность можно определить как систему указанных в законе юридических признаков уголовного дела и характеристик органов расследования, в совокупности позволяющих определить орган, в компетенцию которого входит расследование конкретного уголовного дела.

Для подследственности характерны три признака, имеющие важное значения для производства предварительного следствия:

— предметный (родовой — позволяет определить подследственность в соответствии с характером и степенью опасности совершенного преступления);

— территориальный (местный) — разграничить подследственность между одноименными органами расследования в зависимости от границ обслуживаемой ими территории;

— персональный (личный) признак — определяет подследственность с учетом личных характеристик субъекта преступления.

Различают также и такие факультативные признаки подследственности, как альтернативную и по связи расследуемых дел.

Следователи Следственного комитетаРФ расследуют уголовные дела, как правило, об особо тяжких и тяжких преступлениях.

Это — преступления против жизни, здоровья, свободы человека, половой неприкосновенности, конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Им подведомственны дела о терроризме, другие дела о наиболее опасных преступлениях и имеющих повышенное общественное значение: против общественной безопасности, общественного порядка, здоровья населения и общественной нравственности, экологической безопасности, безопасности движения и эксплуатации отдельных видов транспорта, государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, против правосудия, против порядка управления, против военной службы и против мира и безопасности человечества.

Перечень статей УК РФ, предусматривающих эти составы преступлений, установлен в п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Следователи органов федеральной службы безопасности расследуют уголовные дела о преступлениях, посягающих на основы конституционного строя РФ, безопасность государства, а также некоторые преступления против экономической безопасности государства, например контрабанда с квалифицирующими признаками; незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и вооружения, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники; терроризм, организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем; угон судна воздушного или водного транспорта, железнодорожного подвижного состава и др. (п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

К подследственности следователей органов внутренних дел РФ относятся уголовные дела по наиболее широкому кругу преступлений по сравнению с другими органами предварительного следствия. Это — преступления против здоровья, против семьи и несовершеннолетних, против собственности, ряд преступлений в сфере экономической деятельности и др. (п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Следователями органов федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков предварительное следствие производится по уголовным дела о преступлениях, которые связаны с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ (п. 5 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Закон наделяет следователя широким кругом полномочий. Так, следователь при наличии поводов и оснований может возбудить уголовное дело, вынеся об этом соответствующее постановление.

Кроме того, следователь, принявший уголовное дело к своему производству и вынесший об этом постановление, вправе применить соответствующие меры уголовно-процессуального принуждения, такие как: задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, до 48 часов, применение соответствующих мер уголовно-процессуального пресечения, привод лица, взятие обязательства о явке и др.

Следователь обязан выполнить указания руководителя следственного органа по уголовному делу, которые даются ему в письменном виде (ч. 2 ст. 39 УПК РФ).

При этом следователь может не согласиться с указаниями руководителя следственного органа, но это не приостанавливает их исполнения, за исключением ряда случаев, предусмотренных ч. 3 ст.

39 УПК, и обжаловать их в письменном виде вышестоящему руководителю следственного органа.

Следователь является процессуально независимым лицом, и его полномочия носят властный характер. Он имеет право в рамках уголовного дела давать письменные указания органам дознания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному уголовному делу.

Правовой статус следователя и руководителя следственного органа закреплен в ст. 38 и 39 УПК РФ соответственно.

Следователями могут быть лица, имеющие гражданство Российской Федерации, высшее юридическое или иное специальное образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также способные по состоянию здоровья выполнять возложенные обязанности.

Предыдущая123456789101112Следующая

Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 1590; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/7-6983.html

Тема 12. Предварительное расследование

Упк рф органы предварительного расследования

Предварительное расследование — стадия уголовного судопроизводства, заключающаяся в правоотношениях и деятельности ее участников при определяющей роли органа дознания, дознавателя, следователя и прокурора при ограниченном контроле со стороны суда по установлению наличия или отсутствия фактических и юридических оснований для привлечения конкретных лиц в качестве обвиняемых и направления дела в суд. Сущность предварительного расследования как стадии уго­ловного процесса заключается в том, что это промежуток вре­мени, в течение которого осуществляется одноименная уголовно-процессуальная деятельность. Задачи стадии ПР: Общие: защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, пострадавших от преступления; защита личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения прав и свобод; отказ от уголовного преследования невиновных и реабилитация каждого, кто необоснованно подвергался уголовному преследованию. Специфические: привлечение конкретного лица в качестве обвиняемого; выявление и принятие мер к устранению обстоятельств, способствовавших совершению преступления; обеспечение гражданского иска; подготовка досудебных материалов в виде уголовного дела для его рассмотрения в суде. Значение стадии ПР: в ней реализуется принцип неотвратимости ответственности и наказания путем установления обстоятельств преступления и лица, его совершившего; в этой стадии появляется важнейший участник процесса- обвиняемый;

в данной стадии готовятся материалы, которые являются предметом рассмотрения в судебном заседании.

12.2. Общие условия производства предварительного расследования

Общие условия предварительного расследования – правовые положения основывающиеся на принципах уголовного судопроизводства, характеризующие сущность и содержание предварительного расследования.

Система общих условий предварительного расследования: соблюдение правил подследственности; индивидуализация расследования путем выделения и соединения уголовных дел; своевременное начало предварительного расследования; сочетание единоличных и коллегиальных начал в расследовании; соблюдение сроков предварительного расследования; привлечение к участию в расследовании широкого круга участников процесса; производство следственных действий, затрагивающих конституционные права граждан, только по судебному решению; недопустимость разглашения данных расследования; общие правила производства следственных действий; установление обстоятельств, способствовавших совершению преступления; обязательность удовлетворения ходатайств, имеющих значение для дела; использование специальных познаний и научно-технических средств; взаимодействие органов расследования; наличие прокурорского надзора, ведомственного и судебного контроля. Подследственность – совокупность признаков преступления, по которым его расследование в полном объеме относится к компетенции строго определенного органа предварительного расследования, конкретной структурной единицы ведомства. Признаки подследственности (ст. 151 УПК и др.): предметный (родовой); персональный; альтернативный (территориальный); по связи дел. Предметный признак – признак подследственности, определяемый уголовно-правовой характеристикой преступления, т.е. его квалификацией. Предметный признак используется для отнесения уголовных дел к той или иной форме расследования, к компетенции того или иного следователя, к компетенции того или иного органа дознания (ст.151 УПК РФ). Предметная подследственность закреплена в ст. 150 и 151 УПК РФ. В ст. 150 УПК РФ закреплены составы преступлений, по которым производится дознание. В ст. 151 УПК РФ определено, по каким составам преступлений предварительное следствие производится следователями органов прокуратуры, а по каким — также следователями органов федеральной службы безопасности, федеральных налоговых органов, органов внутренних дел. Исключение из правила предметной последовательности закреплено в п. 8 ч. 2 ст. 37, ч. 4 ст. 150 УПК РФ. Согласно данной норме права по письменному указанию прокурора уголовные дела, по которым обычно должно проводиться дознание, могут быть переданы для производства предварительного следствия. Персональный признак – признак, определяемый характеристиками личности обвиняемого и потерпевшего. Признак по связи дел – признак подследственности, обусловленный связью дел о преступлениях, когда их раздельное расследование не обеспечивает реализацию назначения уголовного процесса. Альтернативный признак – признак подследственности, определяемый указанным в законе следственным органом, выявившим преступление.

Территориальный (местный) признак – обязательный признак подследственности, определяемый местом совершения преступления, местом окончания преступления, местом совершения большинства преступлений или наиболее тяжкого из них, местом нахождения обвиняемого или большинства свидетелей.

12.3. Формы предварительного расследования, их характеристика

Существуют две формы предварительного расследования: дознание предварительное следствие Предварительное следствие Предварительное следствие — это деятельность, содержа­ние которой охватывает всю от начала до конца стадию пред­варительного расследования. Предварительное следствие на­правлено на досудебное установление всех обстоятельств, под­лежащих доказыванию (ст.

73, 421, 434 УПК РФ). Именно оно, концентрирует гарантии соблюдения прав и законных интере­сов личности на досудебных стадиях уголовного процесса. Предварительное следствие производится следователями, ко­торые обладают процессуальной самостоятельностью.

След­ственные подразделения в настоящее время имеются в проку­ратурах, а также в органах внутренних дел, органах федераль­ной службы безопасности. Предварительное следствие, согласно ст.

151 и 434 УПК РФ, обязательно по наиболее сложным делам и по всем делам о преступлениях, совершенных должностными лицами органов федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки РФ, Федерального агентства правительственной связи и инфор­мации при Президенте РФ, Федеральной службы охраны РФ, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, органов налоговой полиции, таможенных органов РФ, военнослужащи­ми, гражданами, проходящими военные сборы, лицами граж­данского персонала Вооруженных Сил РФ, других войск, воин­ских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей; по делам в отношении лиц, совер­шивших запрещенное уголовным законом деяние в состоянии невменяемости, и лиц, у которых после содеянного наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение. Приведенный здесь перечень не исчерпывающий. От судебного предварительное следствие отличается субъек­тами, средствами, целями, местом и ролью в уголовном про­цессе этих видов деятельности. Предварительное следствие, как и любая другая форма пред­варительного расследования, состоит из процессуальных дей­ствий и процессуальных решений. Оно включает производство следственных действий, применение мер принуждения, при­влечение лица в качестве обвиняемого, допуск к участию в уго­ловном процессе защитника, законных представителей, граж­данских истцов и других субъектов уголовного процесса, озна­комление участников с материалами дела и многое другое. Первоначальный срок предварительного следствия установлен в размере 2 месяцев. Однако он может быть продлен прокурором в установленном законом порядке. Дознание Дознание – форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем (следователем) по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно ( п.8 ст. 5 УПК РФ) В юридической науке понятие дознания используется главным образом  для обозначения: Одной из существующих в уголовном процессе форм предварительного расследования преступлений; Самостоятельного института уголовно-процессуального права; Вида деятельности, осуществляемого органами дознания. По действующему уголовно-процессуальному законодательству дознание является формой предварительного расследования и следовательно в первую очередь его следует отличать от оперативно-розыскной деятельности и деятельности административной. Являясь формой процессуальной, дознание производится по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, подозреваемых в совершении преступлений небольшой и средней тяжести (ч.3 ст. 150, ч.2 ст. 223 УПК РФ). В сравнении с предварительным следствием дознание можно рассматривать как упрощенную форму расследования, предусматривающую специальные правила производства по уголовному делу (гл. 32 УПК РФ). При этом следует обратить внимание на то, что решения, принимаемые в ходе дознания, имеют такую же юридическую силу, как и принимаемые при производстве предварительного следствия. Процессуальный закон не допускает производства дознания в отношении конкретных лиц, совершивших запрещенные уголовным законом деяния в состоянии невменяемости, а также заболевших после совершения преступления психическим расстройством, делающим невозможным назначение наказания или его исполнение (ст.433, 434 УПК РФ). Поскольку по этим делам обязательно производство предварительного следствия, то в случаях установления в ходе дознания указанных обстоятельств, уголовное дело должно быть направлено прокурору для определения подследственности (ст. 149 УПК РФ) и передачи следователю. Дознание по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними с 1 июля 2002 года (с момента вступления в действие УПК РФ) должно производиться в общем порядке с учетом дополнительных требований, предъявляемых гл. 50 УПК РФ (Производство по уголовным делам в отношении несовершеннолетних). Но поскольку при расследовании указанной категории дел, в силу требований п.2 ч.1 ст. 421 УПК РФ необходимо выяснение уровня психического развития и иные особенности личности несовершеннолетнего, для чего требуется производство судебной психиатрической экспертизы, и выяснение таких обстоятельств не укладывается в сроки, отведенные законом для производства дознания, производится предварительное следствие. Таким образом, в соответствии с действующим УПК РФ дознание можно определить как упрощенную форму предварительного расследования преступлений небольшой и средней тяжести по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц, в уголовно-процессуальном порядке, по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления, с целью защиты прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также защиты личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Действия и решения, принятые в ходе дознания, имеют такую же юридическую силу, как и осуществленные при производстве предварительного следствия. Осуществляется дознание уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами. Предварительное расследование в форме дознания производится в порядке, установленном гл. 21, 22, 24 – 29 УПК для предварительного следствия, с изъятиями, предусмотренными в гл. 32 УПК РФ. Дознание по делам, по которым предварительное следствие необязательно, от предварительного следствия отличают: к подследственности органов дознания отнесены уголовные дела о преступлениях, перечисленных в ч.3 ст. 150 УПК, а также по иным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, но только при наличии письменного указания прокурора. производство в форме дознания по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов дознания частью 3 ст. 150 УПК, осуществляется лишь по уголовным делам, возбуждаемым в отношении конкретных лиц (ст223 УПК РФ) субъект, его осуществляющий (может быть дознавателем, а не следователем); правовой статус данного субъекта (дознаватель не облада­ет процессуальной самостоятельностью); первоначальный срок (20 суток) возможность отсутствия в деле постановления о привлече­нии в качестве обвиняемого (в соответствии с п.2 ч.1 ст. 158 и ст. 225 УПК дознание заканчивается составлением обвинительного акта, содержание которого регламентируется ст. 225 УПК) обвинительного акта: Дата и место его составления Должность и фамилия лица, его составившего Данные о лице, привлекаемом в качестве обвиняемого Обстоятельства преступления и др. обст-ва, имеющие значение для дела. В обвинительном акте формулируется обвинение с указанием пункта, части, статьи УК, предусматривающей данное преступление, приводится перечень доказательств обвинения и защиты, смягчающие и отягчающие обстоятельства, данные о потерпевшем, характере и размере причиненного ему вреда, а также список лиц, подлежащих вызову в суд. С момента составления обвинительного акта лицо приобретает процессуальное положение обвиняемого. Обвинительный акт утверждается начальником органа дознания и направляется вместе с материалами дела прокурору. В течение двух суток прокурор рассматривает поступившее с обвинительным актом уголовное дело и принимает одно из следующих решений: об утверждении ОА и направлении дела в суд о возвращении УД для производства дополнительного дознания либо пересоставления ОА , при этом он может продлить срок дознания, но не более чем на 10 суток

прекратить уголовное дело по основаниям, предусмотренным ст. 24-28.

Источник: https://juristic.pro/ugolovnyj-process/nauka/tema-12-predvaritelnoe-rassledovanie.html

Органы, осуществляющие предварительное следствие и их компетенция

Упк рф органы предварительного расследования

Предварительное следствие осуществляется следователями Следственного комитета, органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, госнаркоконтроля. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов и иных подобных им подразделений, прокуроры. В этом случае на них распространяются все полномочия следователей.

Круг дел, по которым обязательно проводится предварительное следствие, предусмотрен в ст. 150 УПК. В ст.151 устанавливается подследственность, т.е. определение того, какие конкретные категории дел должны расследоваться следователями различной ведомственной принадлежности.

Правила определения подследственности уголовных дел определяются в указанных статьях УПК примерно следующим образом:

  • следователи Следственного комитета уполномочены расследовать дела о посягательствах на жизнь и здоровье, конституционные права и свободы человека и гражданина, на порядок исполнения обязанностей по службе, в том числе военной (следователи военной прокуратуры), на некоторых должностных лиц государственных органов, в том числе ряда правоохранительных (судьи, прокуроры и следователи прокуратуры, должностные лица органов внутренних дел и др.), а равно о посягательствах, совершенных такими лицами;
  • следователи ФСБ — о наиболее опасных преступлениях против государственного строя и общественной безопасности (бандитизм, государственная измена, шпионаж и т. д.), а также о преступлениях террористического характера и преступлениях, связанных с проявлениями организованной преступности и коррупцией;
  • следователи органов госнаркоконтроля — о преступлениях в сфере незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;
  • следователи органов внутренних дел — о многочисленных других преступлениях (против собственности во всех ее формах, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств, системы налогообложения и т. д.).

Закон наделяет следователя необходимыми полномочиями. Он самостоятельно принимает большинство решений, связанных с производством следственных и иных процессуальных действий.

Однако в предусмотренных законом случаях его решения приобретают законную силу лишь после получения им санкции или согласия суда либо прокурора на совершение определенных действий (например, возбуждение уголовных дел, их прекращение по некоторым основаниям, заключение обвиняемого под стражу, продление срока предварительного следствия или содержания обвиняемого под стражей, контроль телефонных или иных переговоров, обыск жилого помещения).

Помимо этого следователь обязан выполнять указания прокурора, даваемые ему по конкретному делу в письменном виде.

Но закон предусматривает и возможность для следователя при несогласии с указаниями прокурора, касающимися, скажем, привлечения конкретного лица в качестве обвиняемого, объема его обвинения, прекращения производства расследования, передать дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.

После проверки доводов следователя вышестоящий прокурор либо отменяет указания нижестоящего прокурора, с которыми не согласен следователь, либо поручает дальнейшее следствие по делу другому следователю.

Следователь процессуально независим, его полномочия носят властный характер.

Это выражается в том, что следователь вправе давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся в его производстве.

Постановления следователя по находящимся в его производстве делам обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Следователями могут назначаться граждане Российской Федерации, имеющие, как правило, высшее юридическое или иное специальное образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья выполнять возлагаемые на них обязанности.

В зависимости от характера и содержания расследуемых уголовных дел, степени их сложности, уровня квалификации, накопленного опыта следователи занимают разное должностное положение.

Они могут называться следователями, старшими следователями, следователями по особо важным делам и старшими следователями по особо важным делам.

Такого наименования должностей сотрудников, наделенных полномочиями по осуществлению предварительного следствия, придерживаются во всех ведомствах, имеющих следственный аппарат.

Например, в прокуратурах районов, городов и автономных округов обычно работают следователи и старшие следователи; в прокуратурах республик, краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области — следователи, старшие следователи, следователи по особо важным делам; в Генеральной прокуратуре РФ — старшие следователи по особо важным делам, следователи по особо важным делам и старшие следователи. Примерно таким же образом распределяются следователи по своим должностным наименованиям в военной и специализированных прокуратурах, а также в органах внутренних дел, федеральной службе безопасности и органах Госнаркоконтроля РФ.
Для лучшей организации работы следователей в соответствующих ведомствах образованы системы структурных подразделений, которые принято именовать следственными аппаратами.

На среднем уровне (республика, край, область, город федерального значения и т. д.) следователи практически во всех ведомствах объединяются, в зависимости от объема работы и числа работающих, в подразделения, которые называются по-разному: группы, части, отделения, отделы и даже управления.

В субъектах РФ организуются:

  1. главные следственные управления;
  2. следственные управления или следственные отделы при соответствующих органах внутренних дел.

Такого рода подразделения создаются также при органах внутренних дел на транспорте, особо важных и режимных объектах.

Их возглавляют начальники, которые одновременно являются заместителями руководителей соответствующих органов внутренних дел, назначаемыми на должность или освобождаемыми от нее Министром внутренних дел РФ по представлению начальника Следственного комитета. На основном уровне (в городах, районах и т. д.) могут быть образованы управления, отделы, отделения, группы.

Следственные подразделения высшего и среднего уровней выполняют в основном две функции:

  • осуществляют предварительное следствие по наиболее сложным делам;
  • оказывают содействие следователям, работающим в нижестоящих структурах своего ведомства.

Такое содействие может проявляться в оказании методической помощи в раскрытии конкретных преступлений, повышении квалификации следователей, разъяснении нового законодательства, когда в этом есть необходимость, ознакомлении с научно-техническими новинками, которые могут быть использованы в следственной работе, и т. д.

Следователи, работающие во всех названных выше ведомствах, имеют не только соответствующие должностные наименования, но и классные чины (прокуратура), специальные звания (органы внутренних дел и органы госнаркоконтроля) и воинские звания (федеральная служба безопасности и военная прокуратура). Присваиваются чины и звания с учетом занимаемой должности, выслуги лет, отношения к работе и других факторов.

Для характеристики органов предварительного следствия весьма важно знать, что к какому бы ведомству ни принадлежал конкретный следователь, каким бы он ни обладал классным чином, воинским или специальным званием, какую бы должность он ни занимал (будь-то следователя, старшего следователя, следователя по особо важным делам и т. д.) — при расследовании конкретного уголовного дела он обязан подчиняться единым требованиям законов, в первую очередь требованиям, предусмотренным Конституцией РФ и УПК.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/organi-osuschestvlyaiuschie-predvaritelnoe-sledstvie-i-ich-kompetentsiya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.