Упк рф органы предварительного следствия

Билет № 54. Органы предварительного следствия, их виды и основные задачи

Упк рф органы предварительного следствия

Согласно ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится в зависимости от вида уголовного преступления

– следователями прокуратуры

– следователями органов федеральной службы безопасности

– следователями органов внутренних дел Российской Федерации

– следователями органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ

Все следователи имеют одинаковое правовое положение и различаются лишь компетенцией.Наиболее широкой компетенцией наделены следователи Следственного комитета при прокуратуре (уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях) и следователи органов внутренних дел.

Следователь – должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Следователь уполномочен:

1) возбуждать уголовное дело

2) принимать уголовное дело к своему производству или передавать его прокурору для направления по подследственности;

3) самостоятельно направлять ход расследования, принимать решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора;

4) давать органу обязательные для исполнения письменные поручения о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении;

Следователь обладает процессуальной самостоятельностью: в случае несогласия с действиями (бездействием) и решениями прокурора следователь вправе представить уголовное дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.

На следователя возложены следующие задачи:

– выявление преступлений и изобличение лиц, причастных к их совершению;

– сбор, проверка и оценка доказательств в целях установления всех обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу;

– обеспечение законности и обоснованности привлечения лиц, причастных к совершению преступления, в качестве обвиняемых;

– обеспечение участия обвиняемого и других участников уголовного судопроизводства в производстве по указанному делу;

– установление наличия вреда, причиненного преступлением, определение его вида и размера.

В зависимости от места в структурном подразделении ведомства, в котором состоят следователи, их опыта работы и квалификации они подразделяются на следователей, старших следователей и старших следователей по особо важным делам.

Следственный комитет при прокуратуре РФ: возглавляется Председателем Следственного комитета, который одновременно является Первым заместителем Генерального прокурора РФ. Он осуществляет свою деятельность непосредственно, а также через входящие в его систему Главное следственное управление, следственные управления по субъектам.

В системе ФСБ России следственные органы имеются в центральном аппарате, а также в управлениях ФСБ России по субъектам. Следственный аппарат ФС по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (далее – ФСКН) построен аналогичным образом.

Структура:

В системе органов внутренних дел (далее – органов ВД) следственный аппарат обладает автономным статусом. В соответствии с Указом Президента РФ органы предварительного следствия в системе МВД возглавляет Следственный комитет при Министерстве ВД РФ, и он является органом, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства РФ об уголовном судопроизводстве.

В органы предварительного следствия входят:

Следственный комитет при МВД РФ;
главные следственные управления при органах ВД субъектов (их начальники назначаются министром ВД по представления начальника Следственного комитета);

следственные управления при органах ВД в районах, городах, округах, в закрытых административно – территориальных образованиях (возглавляются заместителями начальников данных органов);

Правом производства предварительного следствия также наделен руководитель следственного органа. В соответствии ст. 39 УПК РФ он уполномочен:

1) поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям;

2) отменять необоснованные постановления следователя о приостановлении предварительного следствия;

3) вносить прокурору ходатайство об отмене иных незаконных или необоснованных постановлений следователя.

Указания начальника следственного отдела по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем, но могут быть обжалованы им прокурору.

Билет № 55. Органы дознания и должностные лица, уполномоченные производить неотложные следственные действия; их виды и основные задачи

Согласно п. 24 ст. 5 УПК РФ органы дознания – государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

Органы дознания делятся (согласно ст. 40 УПК РФ):

1) органы дознания широкой компетенции – органы и должностные лица, для которых процессуальная деятельность является одним из основных видов деятельности

2) органы дознания чрезвычайной компетенции – должностные лица, обязанные только в предусмотренных законом исключительных случаях осуществлять процессуальную деятельность

К первой категории относятся:

– органы ВД;

– иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности;

– главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта РФ, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы КС РФ, ВС РФ и ВАС РФ.

На данные органы дознания возлагаются:

1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно;

2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно.

Ко второй категории относятся:

1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;

2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, – по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;

3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации – по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

На эти органы возлагаются полномочия по возбуждению уголовного дела и выполнению неотложных следственных действий.

Основное различие – органы первой группы вправе осуществлять производство по делу в полном объеме и через прокурора направлять его в суд, тогда как органы второй наделяются такими полномочиями лишь при наступлении определенных обстоятельств, и их деятельность носит лишь вспомогательный характер.

Дознаватель – должностное лицо органа дознания, уполномоченное осуществлять предварительное расследование в форме дознания.

Полномочиями дознавателя не может быть наделено лицо, которое проводило или проводит по данному делу оперативно-розыскные мероприятия.

Дознаватель вправе самостоятельно проводить следственные процессуальные действия, по поручению прокурора поддерживать от имени государства обвинение.

Наряду с дознавателем и начальником органа дознания определенными полномочиями наделен и начальник подразделения дознания. Данное должностное лицо имеется не во всех органах дознания, а лишь в тех из них, которые осуществляют дознание в качестве самостоятельной формы расследования.

Вообще, дознание – процессуальная деятельность дознавателя, состоящая в установлении обстоятельств преступлений небольшой или средней тяжести, формировании обвинения в целях быстрого и справедливого рассмотрения и разрешения уголовного дела в суде.

Особенности:

– в отношении дел, перечисленных в п.1 ст. 150 УПК РФ

– в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела (данный срок может быть продлен при наличии определенным оснований, но не более, чем на 12 месяцев).

При дознании в особом порядке избирается и мера пресечения в виде заключения под стражу. Если была выбрана данная мера пресечения, обвинительный акт составляется не позднее 10 суток со дня заключения под стражу. При невозможности выполнить данное условие должно быть предъявлено обвинение в общем порядке.

Дознание заканчивается либо прекращением уголовного дела, либо составлением обвинительного акта.

Источник: https://studopedia.su/19_159158_bilet---organi-predvaritelnogo-sledstviya-ih-vidi-i-osnovnie-zadachi.html

Органы, осуществляющие предварительное следствие, и их компетенция

Упк рф органы предварительного следствия

Предварительное следствие как одна из форм предварительного расследования является более сложной по сравнению с дознанием в силу того, что производится оно, как правило, по тяжким, особо тяжким составам преступлений.

Данная форма предварительного расследования относится к досудебной стадии уголовного судопроизводства, на которой следователь осуществляет уголовно-процессуальную деятельность по собиранию, проверке и оценке доказательств, на основе которых устанавливаются имеющие значение для дела обстоятельства.

Целью про ведения предварительного следствия является быстрое и полное раскрытие преступлений, изобличение и привлечение в качестве обвиняемых лиц, их совершивших, принятие мер по пресечению преступлений, выявление причин и условий, их способствовавших, а также обеспечение возмещение ущерба, причиненного преступлением.

Для производства предварительного следствия государство создает федеральные государственные органы и наделяет их соответствующей компетенцией по производству предварительного следствия.

В соответствии с УПК РФ предварительное следствие производится следователями:

— Следственного комитета РФ;

— органов федеральной службы безопасности;

— органов внутренних дел РФ;

— органов по контролю за незаконным оборотом наркотиков и психотропных веществ (ч. 2 ст. 151).

Предварительное следствие может производиться и руководителем следственного органа, обладающим в полном объеме всеми полномочиями следователя.

При производстве предварительного следствия необходимо учитывать, какие преступления вправе расследовать следователи.

В уголовном судопроизводстве обязанность следователя производить по тем или иным преступлениям соответствующие уголовно-процессуальные действия и предъявлять при наличии соответствующих оснований обвинение, в дальнейшем — обвинительное заключение от имени государства, понимается как подследственность.

Подследственность можно определить как систему указанных в законе юридических признаков уголовного дела и характеристик органов расследования, в совокупности позволяющих определить орган, в компетенцию которого входит расследование конкретного уголовного дела.

Для подследственности характерны три признака, имеющие важное значения для производства предварительного следствия:

— предметный (родовой — позволяет определить подследственность в соответствии с характером и степенью опасности совершенного преступления);

— территориальный (местный) — разграничить подследственность между одноименными органами расследования в зависимости от границ обслуживаемой ими территории;

— персональный (личный) признак — определяет подследственность с учетом личных характеристик субъекта преступления.

Различают также и такие факультативные признаки подследственности, как альтернативную и по связи расследуемых дел.

Следователи Следственного комитетаРФ расследуют уголовные дела, как правило, об особо тяжких и тяжких преступлениях.

Это — преступления против жизни, здоровья, свободы человека, половой неприкосновенности, конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Им подведомственны дела о терроризме, другие дела о наиболее опасных преступлениях и имеющих повышенное общественное значение: против общественной безопасности, общественного порядка, здоровья населения и общественной нравственности, экологической безопасности, безопасности движения и эксплуатации отдельных видов транспорта, государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, против правосудия, против порядка управления, против военной службы и против мира и безопасности человечества.

Перечень статей УК РФ, предусматривающих эти составы преступлений, установлен в п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Следователи органов федеральной службы безопасности расследуют уголовные дела о преступлениях, посягающих на основы конституционного строя РФ, безопасность государства, а также некоторые преступления против экономической безопасности государства, например контрабанда с квалифицирующими признаками; незаконный экспорт технологий, научно-технической информации, услуг, сырья, материалов и вооружения, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники; терроризм, организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем; угон судна воздушного или водного транспорта, железнодорожного подвижного состава и др. (п. 2 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

К подследственности следователей органов внутренних дел РФ относятся уголовные дела по наиболее широкому кругу преступлений по сравнению с другими органами предварительного следствия. Это — преступления против здоровья, против семьи и несовершеннолетних, против собственности, ряд преступлений в сфере экономической деятельности и др. (п. 3 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Следователями органов федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотиков предварительное следствие производится по уголовным дела о преступлениях, которые связаны с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ (п. 5 ч. 2 ст. 151 УПК РФ).

Закон наделяет следователя широким кругом полномочий. Так, следователь при наличии поводов и оснований может возбудить уголовное дело, вынеся об этом соответствующее постановление.

Кроме того, следователь, принявший уголовное дело к своему производству и вынесший об этом постановление, вправе применить соответствующие меры уголовно-процессуального принуждения, такие как: задержание лица, подозреваемого в совершении преступления, до 48 часов, применение соответствующих мер уголовно-процессуального пресечения, привод лица, взятие обязательства о явке и др.

Следователь обязан выполнить указания руководителя следственного органа по уголовному делу, которые даются ему в письменном виде (ч. 2 ст. 39 УПК РФ).

При этом следователь может не согласиться с указаниями руководителя следственного органа, но это не приостанавливает их исполнения, за исключением ряда случаев, предусмотренных ч. 3 ст.

39 УПК, и обжаловать их в письменном виде вышестоящему руководителю следственного органа.

Следователь является процессуально независимым лицом, и его полномочия носят властный характер. Он имеет право в рамках уголовного дела давать письменные указания органам дознания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному уголовному делу.

Правовой статус следователя и руководителя следственного органа закреплен в ст. 38 и 39 УПК РФ соответственно.

Следователями могут быть лица, имеющие гражданство Российской Федерации, высшее юридическое или иное специальное образование и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, а также способные по состоянию здоровья выполнять возложенные обязанности.

Предыдущая123456789101112Следующая

Дата добавления: 2016-02-16; просмотров: 1594; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/7-6983.html

Предварительное расследование

Упк рф органы предварительного следствия

Для выяснения всех обстоятельств совершенного уголовного деяния и выявления виновных лиц, уполномоченные органы правопорядка будут вести расследование в виде следствия или дознания.

В представленном обзоре мы расскажем подробнее об основных условиях проведения предварительного расследования и дадим краткую характеристику основным формам.

  • Все случаи уникальны и индивидуальны.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Любой этап изучения уголовного дела имеет не только свои конкретные правила проведения, но единые нормы, действующие для всех следственных структур. Поговорим об этих условиях, ведь с их помощью процесс расследования будет наиболее эффективным. Специалисты сгруппировали в единое неразрывное целое следующие общепринятые условия:

  • соблюдение подследственности и места проведения следственных действий;
  • исходная точка для начала процессуальных мероприятий;
  • границы проведения расследования;
  • следователь или иное уполномоченное лицо должны обладать специальными правами для проведения самостоятельного расследования;
  • все ходатайства по делу следует рассматривать, а при наличии значимости должны быть удовлетворены;
  • запрещается передавать кому-либо имеющуюся информацию по делу;
  • при необходимости дела о злодействах могут группироваться по идентичности или наоборот выделяться в отдельное расследование;
  • привлекаются обученные специалисты, и используется специальное оборудование и техника;
  • принимать меры для выявления и предотвращения преступных действий.

Какого результата хотят добиться следственные органы при проведении следственных мероприятий:

  • распутать злодеяние;
  • вывести на чистую воду виновника или наоборот реабилитировать невиновного;
  • полностью укомплектовать доказательную базу;
  • гарантировать присутствие обвиняемого на судебном процессе;
  • обеспечить получение судебного решения о возмещении причиненного ущерба.

Этот вид досудебного процесса является второй стадией в расследовании уголовных дел. На этом этапе дело подготавливается для дальнейшего разбирательства в суде, а в некоторых случаях принимается решение о прекращении дела, так было установлено, что обвиняемый невиновен. Предварительное расследование проводится для следующих целей:

  • подборка, розыск и изучение всех полученных доказательств по делу;
  • предоставить обвиняемому правозащитника от государства;
  • при необходимости могут применяться меры принудительного порядка;
  • передача дела в суд или прекращение уголовного преследования.

В конечном итоге дело либо прекратят, либо через прокурора будет сформирован один из следующих документов:

  • составят обвинительное заключение;
  • выпишут акт обвинения;
  • оформят постановление для направления на принудительное лечение.

Какой именно будет составлен документ, зависит от квалифицирующих признаков, вменяемого преступления по УПК РФ.

При выборе конкретной формы предварительного расследования будет учитываться степень тяжести совершенного злодеяния, что окажет определенные сложности на процесс. В УПК РФ выделяют две основных формы следственных действий, именно о них мы и поговорим далее.

Это процессуальное мероприятие считается наиболее полным вариантом изучения дела, обеспечивает наиболее полное раскрытие дела и установления истинных причин преступления и соблюдения прав всех участников процесса. Следственные мероприятия проводятся по всем уголовным делам, за исключением тех, по которым проводится процедура дознания или производство возбуждается в частном порядке.

Поводом для начала следствия является постановление о возбуждении процесса по делу и принятии всех документов для осуществления дальнейших следственных действий.

Для проведения следствия назначается единоличный следователь, но при этом могут дополнительно привлекаться специальная группа сотрудников. В основном это происходит при разбирательствах особо сложных дел или если объем мероприятий слишком велик.

Если к следствию будет привлекаться группа специалистов, то назначается старший следователь, который будет координировать действия всех участников

До того момента как будет вынесено заключение по окончании следствия уполномоченный следователь обязан:

  • сообщить обвиняемому, что он имеет право ознакомиться с материалами по делу самостоятельно или же в присутствии правозащитника. Уведомить следует в письменном виде, оформив протокол;
  • оповестить иных участников следственных мероприятий (потерпевшую сторону, ответчика, истца, правозащитника и т.д.).

Предварительное следствие включает в себя большое количество процессуальных действий и каждое из них должно быть запротоколировано и зафиксировано подписями ознакомленных лиц.

После вынесения обвинительного заключения, весь комплект документов передадут в прокуратуру, и начнется судебное разбирательство.

Дознание

Является упрощенным вариантом предварительного расследования, осуществляется дознавателем по рассматриваемому делу, если отсутствует необходимость в проведении предварительного следствия.

Проводить дознание допускается при следующих проступках:

  • незначительная значимость преступления (небольшой или средней тяжести);
  • небольшая сложность следственных действий, например, если имеется конкретный подозреваемый по делу.

Упрощенный процесс дознания выражается в следующих моментах:

  • дознаватели обладают меньшей самостоятельностью при изучении дела по сравнению со следователями;
  • процедура мероприятий дознания длится 20 дней, допускается продление до 30 дней;
  • отсутствие специализированных следственных структур для дальнейшего привлечения к ответственности обвиняемого лица, невозможно вынести обвинительное заключение, поместить подозреваемого в специализированное лечебное учреждение и т.д.

Органы предварительного расследования

Не все правоохранительные структуры уполномочены проводить следственные действия. Закон указывает нам на конкретный перечень органов, которые могут осуществлять такие процессуальные мероприятия. Перечислим эти структуры:

  • Следственный комитет России;
  • Следственный орган Министерства внутренних дел;
  • Следственные структуры Федеральной службы безопасности РФ;
  • Следственный департамент прокуратуры;
  • Следственные кабинеты Федеральной службы, контролирующие обращение наркотических веществ.

Все эти структуры закреплены на законодательном уровне, поэтому иные органы к предварительному расследованию уголовных дел не допускаются.

Сроки предварительного расследования

За определенный отрезок времени уполномоченные лица должны провести полный комплекс процессуальных действий, ограничение устанавливается на уровне законодательства РФ и необходим, чтобы как можно скорее было раскрыто преступление, а виновные лица были наказаны. Следственные органы за это время смогут собрать доказательную базу, что в дальнейшем окажет содействие гражданам при рассмотрении дела в суде. Начало этого периода исчисляется с момента возбуждения уголовного делопроизводства.

Обратите внимание! Если последний день этого периода выпадает на выходной и праздничный день, то он автоматически передвигается на первый рабочий следующий за нерабочим.

Стандартный срок для проведения следственных мероприятий – 2 месяца. В исключительных случаях его можно продлить до 3-х месяцев, но только по решению специально уполномоченных на это лиц.

Для этого руководитель органа, проводящего расследование, выносит соответствующее решение.

Если этого времени также будет недостаточно для проведения качественного изучения дела и выявления всех обстоятельств происшествия, то такое решение будет приниматься руководящим составом на уровне субъекта РФ. Это позволит вести расследование не более одного года.

Рассмотрим, какие моменты могут повлиять на продолжительность срока следственных действий:

  • отрезок времени, пока следственные органы будут проводить проверку, до момента возбуждения дела не будет включен в этот период;
  • выбрасывается из общего периода промежуток, затраченный для принятия мер по обжалованию дела в связи с выявлением дополнительных обстоятельств, для устранения выявленных нарушений и т.д.;
  • если срок будет приостановлен по основаниям, регламентированным УПК РФ, то этот период не будет включаться в общую продолжительность.

Порядок продления сроков

Как уже говорилось ранее, решение об увеличении периода расследования принимается лишь лицами, специально уполномоченными для решения этого вопроса. Для этого, следователь, ведущий дело, должен направить в вышестоящий орган постановление с ходатайством о пролонгации следственных мероприятий. Это следует сделать как минимум за 5 дней до окончания процесса, регламентированного законом.

Ответственный сотрудник в ходатайстве отражает следующую информацию:

  • число, когда было возбуждено дело;
  • указать даты, если ранее уже были отсрочки по указанному процессу;
  • четко изложить свои обоснования и причины, по которым отсутствует возможность в установленный срок закончить расследование;
  • указать примерный срок, требуемый для проведения окончательных мероприятий;
  • при необходимости указывается иная информация о рассматриваемом деле.

Правильно составленный документ поможет руководству следственного органа принять верное решение и при выявлении необходимости разрешить продлить срок предварительного расследования.

Обратите внимание! Если будет принято постановление о продлении расследования, то сотрудник, ведущий дело обязан уведомить всех заинтересованных лиц по рассматриваемому делу (потерпевшего, его представителя при наличии, обвиняемого и правозащитника).

Резюме

Требования закона должны соблюдаться не только гражданами, но и структурами, уполномоченными добиваться правосудия и не допускать совершения злостных нарушений уголовного законодательства.

Соблюдение всех регламентированных норм и правил жестко проверяется контролирующими органами.

А сотрудники прокуратуры проводят доскональную проверку, поступивших материалов по делу, чтобы не допустить необоснованного обвинения человека.

ВНИМАНИЕ! В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует – напишите в форме ниже.

Источник: https://opravdaem.ru/detention/predvaritelnoe-rassledovanie/

Предварительное следствие как основная форма предварительного расследования

Упк рф органы предварительного следствия

Данилов, А. И. Предварительное следствие как основная форма предварительного расследования / А. И. Данилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 86-88. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65532/ (дата обращения: 18.12.2020).



В данной статье рассмотрено предварительное следствие и показано его ключевое место в системе расследовании преступлений.

Ключевые слова: предварительное следствие, предварительное расследование, следователь, Российская Федерация, Уголовно-процессуальный Кодекс, следственная группа.

Предварительное следствие является формой расследования преступлений, перечисленных в части 2 статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса (как правило, тяжких и особо тяжких). Основываясь на результатах расследования, возбуждается уголовное дело [2, с. 42].

Предварительное следствие, осуществляется:

1) Следователями Следственного комитета;

2) Следователями органов федеральной службы безопасности;

3) Следователями органов внутренних дел Российской Федерации;

После того как следователь принял дело к своему производству, он использует свои полномочия по расследованию преступлений и несет ответственность за его ход и исход.

Следователь имеет право давать поручения и указания органам дознания о проведении розыскных и следственных действий, и требовать содействия от органов дознания в ходе расследования [3, с. 7]. Такие поручения и указания следователя даются в письменном виде и являются обязательными для органов дознания [4, с. 100].

Постановления следователя вынесенное в соответствии с законом, по уголовным делам, находящимся в его производстве, являются обязательными для всех предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан.

Следователь вправе задержать и допросить лицо, подозреваемое в совершении преступления, в порядке и по основаниям, предусмотренным статьями 91 и 92 УПК РФ.

Общие условия производства предварительного расследования: законность, основательность, полнота и объективность.

Они являются правилами, установленные законом и обусловленные принципами уголовного судопроизводства, выражающие специфические особенности данного вида уголовно-процессуальной деятельности, наиболее существенные требования, предъявляемые к ней.

Они обеспечивают установление обстоятельств преступления в максимально короткие сроки и с наименьшими затратами ресурсов. Одновременно они гарантируют соблюдение прав и свобод человека и гражданина, предотвращают возможные ошибки.

В ходе предварительного следствия период времени начинается со дня возбуждения уголовного дела и заканчивается днем направления его в прокуратуру с обвинительным заключением или постановлением о передаче уголовного дела в суд для рассмотрения вопроса о применении принудительных мер медицинского характера либо до дня прекращения оформления уголовного дела.

В ходе предварительного следствия время, в течение которого предварительное следствие было приостановлено по основаниям, предусмотренным в Уголовно-процессуальном Кодексе, не входит.

Срок предварительного следствия, может быть продлен до 3 месяцев руководителем соответствующего следственного органа.

По уголовному делу, расследование которого представляет особую сложность, срок предварительного следствия может быть продлен руководителем следственного органа по субъекту Российской Федерации и иным приравненным к нему руководителем следственного органа, а также их заместителями до 12 месяцев.

Дальнейшее продление срока предварительного следствия может быть произведено только в исключительных случаях Председателем Следственного комитета Российской Федерации, руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при федеральном органе исполнительной власти) и их заместителями.

При необходимости продления срока предварительного следствия следователь выносит соответствующее постановление и представляет его руководителю следственного органа не позднее 5 суток до дня истечения срока предварительного следствия.

Следователь в письменном виде уведомляет обвиняемого и его защитника, а также потерпевшего и его представителя о продлении срока предварительного следствия. На следователя закон возложил ряд обязанностей.

Он обязан: возбудить уголовное дело, чтобы выбрать меру пресечения; выпустить постановление; прекратить уголовное преследование; при необходимости принять процессуальные решения. Следователь, а также лицо, производящее дознание, должны выявлять причины преступления и условия, способствовавшие его совершению, принимать меры к их устранению.

Если следователь не выполнил свои обязанности, суд обязан указать это в частном решении и, если для этого есть основания, будет поднимать вопрос об ответственности следователя в вышестоящий орган.

В некоторых случаях, статья 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, следователь обязан обеспечить участие защитника на предварительном следствии.

Успех предварительного расследования зависит от его скорости и планомерности. Отсутствие планирования и медлительность, вызванная этим особенно опасны, поскольку они ведут к исчезновению следов события. Таким образом, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает сроки для действий следователя.

В Уголовно-процессуальном Кодексе в качестве основного времени для предварительного расследования, указан двух месячный срок.

Практика показывает, что при правильно организованной и системной работе органов предварительного расследования, в большинстве случаев, достаточно для всестороннего и тщательного расследования обстоятельств дела.

Однако, законом также закреплена возможность, при необходимости, продления сроков расследования [5, с. 41].

Хотим обратить внимание, что, законодательство об уголовном судопроизводстве в России впервые определило и регламентировало проведение предварительного следствия несколькими следователями — предварительного следствия следственной группой. Предварительное расследование по уголовному делу может быть поручено следственной группе.

Создание следственных групп для производства предварительного следствия по сложным или масштабным уголовным делам является эффективной формой научной организации труда, основанных на интеграции процессуальной деятельности нескольких участников.

Терминология, принятая законодателем, означает, что группа должна состоять именно из следователей. Оперативные работники не являются частью таких групп, хотя они могут быть использованы для оказания помощи следователям.

Однако такая организация взаимодействия не означает создания единой группы, ибо следователи и оперативные работники выполняют различные функции: первые — процессуальные, а вторые — оперативно-розыскные [6, с. 4].

Следственная группа — это не коллегиальный орган, который решает вопросы расследования большинством , как в суде. Решение о проведении предварительного следствия следственной группой принимает руководитель следственного органа.

Следователи, которые являются членами следственной группы не теряют своей процессуальной самостоятельности и несут персональную ответственность за принятые решения и качество выполняемых действий.

По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе в любой момент приступить к производству предварительного следствия, не дожидаясь выполнения органами дознания неотложных следственных действий и не дожидаясь истечения десятидневного срока, в течение которого закон предоставил им право вести расследование таких дел [7, с. 67].

Если это необходимо для проведения следственных и розыскных действий в другом районе следователь вправе произвести их лично либо поручить осуществление этих действий соответствующему следователю или органу дознания, который обязан выполнить поручение в срок не более десяти дней. Данные предварительного расследования могут быть обнародованы только с разрешения следователя или прокурора и в том объеме, который они признают это возможным.

Литература:

  1. УПК РФ от 18.12.2001 N174-ФЗ ред. от 01.04.2019 // М.: Издательство «Экзамен».
  2. Назаренко В. Когда предварительное следствие обязательно // Законность. — 2006. — № 1. — С. 42.
  3. Есина А. С. Каким должно быть содержание отдельного поручения следователя? // Российский следователь. — 2002. — № 2. — С. 7.
  4. Исакова И. В. Поручения следователя органу дознания после производства неотложных следственных действий // Вестник Московского университета МВД России. — 2008. — № 11. — С. 100.
  5. Назаренко В. Предварительное расследование в современном уголовном процессе // Законность. — 2002. — № 8. — С. 41.
  6. Рыжаков А. П. Предварительное расследование. — М.: Дело и Сервис, 2013. — 4 с.
  7. Мешков М. В. Предварительное следствие в органах внутренних дел. Учебное пособие. — М.: МосУ МВД России, 2007. — 67 с.

Основные термины(генерируются автоматически): предварительное следствие, предварительное расследование, Российская Федерация, следователь, следственная группа, Уголовно-процессуальный Кодекс, следственный орган, орган дознания, дело, Следственный комитет.

Источник: https://moluch.ru/archive/289/65532/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.