Характеристика взяточничества

Криминалистическая характеристика взяточничества | Студент-Сервис

Характеристика взяточничества

Взяточничество относится к наиболее опасному виду должностных преступлений. Уголовная ответственность за получение взятки, дачу взятки и посредничество во взяточничестве предусмотрена ст. 290, 291, 291.1 УК РФ.

В соответствии с законодательством под взяточничеством понимается получение должностным лицом лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе, а также дача взятки должностному лицу лично или через посредника.

Взяточничество является стержневым составом такого опасного явления как коррупция, которая сопровождается различными злоупотреблениями служебным положением, хищениями, присвоением и растратой государственного имущества, нарушениями законодательства о государственной гражданской службе.

Дословно коррупция (лат. сorruptio) означает подкуп публичных лиц, продажность общественных и политических деятелей, государственных служащих и должностных лиц.

В широком смысле слова под коррупцией понимают корыстные отношения, складывающиеся в системе государственной власти и деятельности должностных лиц, ее представляющих.

В ходе расследования взяточничества следователь сталкивается с целым рядом трудностей, которые непосредственно связаны со спецификой данного вида преступления. Особенности расследования взяточничества определяются спецификой доказывания факта получения взятки, должностным статусом преступников, активным противодействием процессу расследования и изобличения должностных лиц.

В последние годы в России принят комплекс законодательных и организационных мер по предупреждению взяточничества и коррупционных проявлений. Россией ратифицированы Конвенция ООН против коррупции (31 октября 2003 г.

), Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (27 января 1999 г.) и иные международные документы по противодействию коррупции.

Борьба с коррупцией определена одним из приоритетов государственной политики и важной общенациональной задачей.

31 июля 2008 года указом Президента России утвержден Национальный план противодействия коррупции. 25 декабря 2008 г. принят Федеральный закон Российской Федерации от № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Названные документы закрепляют основные принципы, правовые и организационные основы борьбы с коррупцией и, прежде всего, взяточничеством.

Необходимо различать два качественных уровня проявлений коррупции: низовой и верхушечный.

Низший уровень (бытовая, повседневная коррупция) охватывает наиболее простые формы взяточничества и других проявлений, в которых субъекты противоправных сделок не связаны тесно между собой, должностные лица не наделены широкими полномочиями, не имеют эффективной многоуровневой защиты от возможного привлечения к уголовной или иной ответственности.

Верхушечная (так называемая системная коррупция) охватывает высшее и среднее чиновничество, представителей крупного бизнеса и банковско-финансового сектора. Преступления в сфере экономики для высшего уровня являются основным источником удовлетворения корыстных притязаний. К ним могут быть отнесены:

  • хищения путем присвоения и злоупотребления служебным положением;
  • незаконное получение банковских ссуд и кредитов;
  • противоправные сделки с недвижимым имуществом, замлей, производственными предприятиями;
  • незаконное получение лицензий, льгот и квот на разработку, добычу и вывоз природных ресурсов и сырья;
  • нарушения порядка проведения закупок для государственных нужд, налогового, таможенного, антимонопольного законодательства и др.

Взяточничество относится к высоко латентным преступлениям и традиционно считается одним из самых сложных для расследования преступлений. Взятку в большинстве случаев передают в условиях продуманной конспирации и в отсутствии очевидцев.

Участники преступления (взяткодатель и взяткополучатель) заинтересованы в совершаемой сделке, предпринимают меры к сокрытию следов своей преступной деятельности, оказывают активное противодействие.

Для уголовных дел этой категории характерен известный дефицит доказательственной информации, нередко обвинение строится на косвенных доказательствах, оценка которых представляет значительные трудности.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

В современных условиях изменилась качественная характеристика взяточничества. Неизмеримо возросли суммы взяток, в качестве предмета взяток выступают деньги, иностранная валюта, ценные бумаги, недвижимость, транспортные средства, услуги имущественного характера.

Современная практика свидетельствует о значительном разнообразии конкретных способов совершения взяточничества.

Это объясняется рыночными отношениями, состоянием экономики страны, сложностью и громоздкостью государственного управления, особенностями взаимоотношений государственной власти и бизнеса.

Схематично классический механизм взяточничества заключается в следующем: государственный служащий «продаёт» свою услугу, основанную на использовании служебных полномочий, а взяткодатель «покупает» её в личных, узкогрупповых или корпоративных интересах.

Взятка может даваться до совершения определенных конкретных действий (бездействия) – взяткаподкуп; после совершения действий (бездействия) – взятка-вознаграждение, а также за общее покровительство, в том числе на будущее, в порядке систематических вознаграждений.

Способ и место передачи взятки во многом зависят от специфики предмета взятки. Овеществленный и сравнительно компактный предмет взятки (деньги, драгоценности, дорогостоящие часы и т.п.) могут передаваться самому должностному лицу либо его родственникам, знакомым.

Передача может носить непосредственный либо опосредованный характер. В первом случае передача денег, ценных предметов происходит из рук в руки. Опосредованная передача производится через условное место, тайник, с этой целью может быть использован посредник.

Момент и процедура передачи предмета взятки, как правило, происходят тайно.

Когда предметом взятки являются незаконные платежи под видом заработной платы, недвижимость, автотранспорт, различные услуги, процедура и схема передачи и получения взятки усложняется.

Передаче предмета взятки придают законный характер (заключается фиктивный договор на выполнение работ или оказание услуг, оформляется договор купли продажи и т. п.).

Крупные суммы взяток перечисляются на банковские счета чиновников, нередко в зарубежные страны.

Местом передачи взятки могут быть служебный кабинет, ресторан, дача, номер гостиницы, автомашина, в которых происходит запланированная встреча взяткополучателя с взяткодателем или посредником. При выборе места и способа передачи взятки принимают меры к созданию конфиденциальности и скрытости факта встречи заинтересованных сторон.

Обстоятельства, подлежащие установлению. В ходе расследования подлежат обязательному доказыванию:

  • место и время передачи взятки, кем и кому она передавалась и с какой целью;
  • предмет взятки, его признаки и стоимость;
  • источники его получения;
  • способ передачи взятки и ее сокрытия;
  • круг участников преступления, наличие посредников, соучастников, характер взаимоотношений между участниками и роль каждого из них;
  • должностное положение лица, получившего взятку и круг его служебных обязанностей;
  • установленный порядок выполнения действий, входящих в его компетенцию;
  • конкретные действия должностного лица в данной ситуации;
  • не был ли конкретный факт взяточничества связан с совершением иного преступления (хищением государственных средств, злоупотреблением должностными полномочиями, должностным подлогом, незаконным участием в предпринимательской деятельности);
  • имело ли место вымогательство взятки и в чем оно выразилось;
  • факт неоднократного получения взяток; мотивы совершения преступления;
  • в чьих интересах давалась взятка (личных, коммерческой структуры, преступной группировки и т.д.);
  • размеры и формы преступного обогащения, служебная и личная характеристика каждого из участников преступления;
  • обстоятельства, отягчающие или смягчающие уголовную ответственность;
  • обстоятельства, способствовавшие совершению данного преступления (недостатки организации деятельности учреждения, кадровой политики, процедур делопроизводства и порядка принятия решений, правильности расходования бюджетных средств, взаимоотношений государственных органов и коммерческих предприятий и т.п.).

Установление статуса взяткополучателя имеет решающее значение для принятия процессуальных решений на стадии проверки заявления о совершенном или готовящемся преступлении и возбуждения уголовного дела.

Источник: https://student-servis.ru/spravochnik/kriminalisticheskaya-harakteristika-vzyatochnichestva/

Уголовно-правовая характеристика взяточничества

Характеристика взяточничества

Архипова, А. Н. Уголовно-правовая характеристика взяточничества / А. Н. Архипова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 22 (260). — С. 274-276. — URL: https://moluch.ru/archive/260/60087/ (дата обращения: 18.12.2020).



Взяточничество — это получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе, а также дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) [1].

Понятие взяточничества образуют четыре самостоятельных состава преступления: получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ), посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ), мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ).

Данные преступления характеризуется следующими признаками: одним из субъектов совершения преступления является какое-либо должностное лицо; преступление совершается с использованием служебного положения должностного лица.

Также получение и дача взятки нарушают нормальную деятельность государственной власти, посягают на интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

https://www.youtube.com/watch?v=ULj7X6uxEXI

Объект и предмет получения взятки и дачи взятки совпадают. Родовым объектом являются общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование государственной власти, видовым — общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование органов государственной власти, государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Предметом преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1 и 291.2 УК РФ, является взятка. Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 июля 2013 г. № 24 г.

«О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»: «предметом преступления могут выступать имущество, например, деньги, ценные бумаги, а также незаконные оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав.

Незаконным оказанием услуг имущественного характера является предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств (например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатные либо по заниженной стоимости предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, прощение долга или исполнение обязательств перед другими лицами).

Имущественные права составляют право на имущество, право требования кредитора и иные права, имеющие денежное выражение, например, исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (статья 1225 ГК РФ).

Получение взятки в виде незаконного предоставления должностному лицу имущественных прав предполагает возникновение у лица юридически закрепленной возможности вступить во владение или распорядиться чужим имуществом как своим собственным, требовать от должника исполнения в его пользу имущественных обязательств и др» [2].

Таким образом, признаками взятки являются: она имеет имущественный характер; предоставляется взяткополучателю незаконно, за совершение должностным лицом действия (бездействия), входящего в его служебные полномочия в пользу взяткодателя или представляемых им лиц; взяткополучатель — должностное лицо.

Объективная сторона получения взятки — деяние взяткополучателя, должностного лица. Деяние может быть выражено:

– как действие (бездействие) должностного лица в выгоду взяткодателя или представляемых им лиц; в случае, когда эти действия (бездействие) составляют служебные полномочия должностного лица;

– как содействие совершению действий (бездействию) в интересах тех же лиц, оказываемое должностным лицом исходя из его должностного положения;

– как общее покровительство либо попустительство по службе в отношении к взяткодателю и представляемым им лицам;

– как незаконное действие либо противоправное бездействие должностного лица в выгоду взяткодателя или представляемых им лиц.

Таким образом, отличительная черта рассматриваемого состава преступления проявляется в том, что взятка всегда принимается за определенные действия (бездействие) должностного лица. Эти действия (бездействие) могут быть как незаконными, так и относится к его прямой компетенции.

Объективная сторона дачи взятки выражается в самой передаче, незаконном преподнесении, пересылке должностному лицу лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера.

Субъект получения взятки — должностное лицо. В соответствии с примечанием к ст.

285 УК РФ к должностным лицам относятся: лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию реализующее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах РФ и в воинских формированиях РФ. Также субъектом может считаться должностное лицо, у которого отсутствовали полномочия для выполнения в интересах взяткодателя соответствующих действий, но в силу своего должностного положения это лицо имело возможность за вознаграждение принять меры к осуществлению этих действий другими должностными лицами. Субъектом дачи взятки, может быть, как частное, достигшее шестнадцатилетнего возраста, так и должностное лицо.

Субъективные стороны данных преступлений совпадают: характеризуются только прямым умыслом. Взяткодатель и взяткополучатель осознают общественную опасность своих действий, предвидят возможность и неизбежность подкупа должностного лица и желают наступления последствий этого [3, 79–89 с].

Таким образом, взяточничество считается одним из должностных преступлений, которому свойственна повышенная общественная опасность. Получение взятки является проявлением корыстного использования должностным лицом своего служебного положения в цели личного обогащения. Дача взятки — передача имущества с целью получения выгоды от действия либо бездействия должностного лица.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/260/60087/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.